Спорная «Затея». «Дарница» судится с производителем масла из-за бренда
Между петербургской ГК «Дарница» и «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты» возник судебный спор из-за товарного знака «Затея». Истец хочет продавать хлебобулочные изделия под брендом, который принадлежит выпускающей подсолнечное масло компании. Теперь правообладатель должен доказать, что использовал этот товарный знак для маркировки хлеба последние 3 года.
ООО «Группа компаний «Дарница» (входит в холдинг «Коломенский») подало иск к АО «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты» («Астон») о досрочном прекращении правовой охраны двух товарных знаков «Затея». Соответствующая информация опубликована в картотеке арбитражных дел. Как следует из материала Суда по интеллектуальным правам, бренд «Затея» не используется ответчиком для выпуска хлебобулочных изделий.
По данным сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФИПС), в сентябре 2024 года «Дарница» подавала заявку на регистрацию одноименного товарного знака. Все три товарных знака (два принадлежащих агрохолдингу «Астон» и тот, что планирует зарегистрировать «Дарница») заявлены в отношении товаров класса «хлебобулочные изделия». Поэтому, если этот иск не будет удовлетворен, «Дарница» не сможет выйти на рынок с этим брендом.
В «Дарнице» и агрохолдинге «Астон» не ответили на запросы «Нового проспекта».
«Дарница» — третий по размеру производитель хлебобулочных изделий в Санкт-Петербурге. В 2023 году предприятие, которое входило в состав «Аладушкин групп» Александра Аладушкина, приобрел булочно-кондитерский холдинг «Коломенский». Это крупнейший игрок на российском рынке хлебобулочных изделий, выпускающий 1,7 тыс. тонн хлебобулочных и 250 тонн кондитерских изделий в сутки. Выручка «Дарницы» в 2023 составила 6 млрд рублей, чистая прибыль — 110,8 млн рублей, сказано в «СПАРК».
Агрохолдинг «Астон» занимается производством и поставкой растительного масла (подсолнечное кукурузное, рапсовое, льняное), а также специальных жиров для пищевой промышленности. В 2023 году выручка компании составила 155,1 млрд рублей, чистая прибыль — 20,9 млрд рублей, сказано в СПАРК-Интерфакс. Единственный собственник — Вадим Викулов.
Попробуй докажи
Наличие оспариваемых товарных знаков мешает «Дарнице» выйти на рынок под брендом «Затея», объясняет старший юрист, руководитель практики сопровождения коммерческой деятельности Maxima Legal Дмитрий Урякин. «Если «Дарница» начнет это делать, она рискует получить от правообладателя иск о взыскании убытков или компенсации за незаконное использование товарных знаков, а также требование об уничтожении контрафактного товара», — перечисляет он.
Для досрочного прекращения правовой охраны товарного знака заинтересованное лицо должно направить правообладателю предложение обратиться в ФИПС, дополняет адвокат, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь. Если в течение 2 месяцев он не выберет один из предложенных ему вариантов, то далее можно идти в суд с соответствующим заявлением, что и сделала «Дарница».
«Таким образом, можно предположить, что АО «Астон» отказался от предложений истца и намерен сохранить свое право собственности на указанные товарные знаки. Кроме того, из карточек спорных товарных знаков на сайте ФИПС видно, что срок действия исключительного права на указанные средства индивидуализации правообладатель продлил», — подчеркивает Светлана Гузь.
Шансы «Дарницы» в суде будут зависеть от того, сможет ли ответчик доказать использование товарных знаков в течение последних 3 лет для маркировки хлебобулочных изделий, отмечает Дмитрий Урякин. Если у «Астон» это получится, то правовую охрану этим товарным знакам суд сохранит.
«При этом для суда важно, чтобы их использование не было мнимым. То есть объемы продукции за трехлетний период должны быть реальными, ощутимыми, а не символическими», — заключила Светлана Гузь.
Продуктовые разногласия
У производителей продуктов питания и напитков довольно часто возникают споры по поводу товарных знаков. К примеру, компания «Мясная галерея» подала в суд на ООО «КДВ Новосибирск» из-за товарного знака «Чипсоны». Кондитерско-булочному комбинату «Черемушки» удалось добиться в суде досрочного прекращения охраны бренда lacki zlaki, которым владеет компания «Олеос». Итальянская Campari Group спорила с выпускающей сиропы компанией «Вкусная жизнь» за товарные знаки Aperol и Aperol Spritz, но в итоге стороны подписали мировое соглашение.