Спасти любой ценой: как СВО меняет военную медицину

Развитие военной медицины приобретает особенное значение в условиях специальной военной операции. Время диктует необходимость создания новых методик организации медицинской помощи на поле боя и при эвакуации, повышения требовательности к работе медиков. Актуальные проблемы в этой сфере обсудили на пленарном заседании VII конференции «Военная медицина XXI века» в рамках XIII Петербургского международного форума здоровья в КВЦ «Экспофорум».
Войны всегда были мощным стимулом развития технологий, и в особенности военной медицины, сказал, открывая заседание, заместитель начальника Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова по научной работе, д.м.н., профессор, полковник медслужбы Евгений Ивченко. Ее особенностью является необходимость одновременного спасения жизни большому количеству раненых и доставки их в лечебные учреждения, где врачи снова поставят бойцов в строй, ведь победы всегда добываются опытными военнослужащими.
Поэтому в боевых условиях непрестанно ведется работа по созданию новых кровоостанавливающих и обезболивающих препаратов, технологий поддержания жизнеспособности организма при эвакуации, лечения и последующей реабилитации.
Заведующий кафедрой управления военным здравоохранением филиала Военно-медицинской академии, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН, генерал-майор Александр Фисун напомнил участникам заседания об опыте предшественников во времена Великой Отечественной войны, а также о том, что военные конфликты на планете не прекращаются: с 2023 по 2024 год число их участников выросло на четверть, и около трети мира сегодня так или иначе задействовано в войнах. Появление новых видов оружия, отметил он, ведет к появлению новых форм боевых поражений, которые, в свою очередь, требуют новых форм медицинской помощи. Александр Фисун коснулся и такой проблемы, как дефицит кадров: в наши дни ежегодно выпускается лишь 600–800 военных врачей — намного меньше, чем в СССР. Но создание сети филиалов ВМА им. Кирова и программы переподготовки гражданских специалистов помогут исправить ситуацию. Он напомнил, что в стране создано 14 центров реабилитации, и в целом назвал кластер военной медицины «успешно функционирующим».
О проблемах организации эвакуации раненых рассказал старший преподаватель кафедры организации и тактики медицинской службы флота Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, к.м.н., подполковник медицинской службы Сергей Куприянов. Медицинская эвакуация, по его словам, представляет собой полноценную войсковую операцию с высоким уровнем риска, ведь для противника эвакогруппа представляет приоритетную цель. Часто эвакуацию приходится проводить под плотным огнем и атаками БПЛА. Между тем медлить здесь нельзя: каждые 10 минут неоказания помощи снижают вероятность выживания раненого на 10–15%. Но в практических условиях соблюдение «золотого часа» — времени, в которое раненому нужно оказать медпомощь — становится недостижимым. В итоге более половины раненых, как показывают опросы, вынуждены оказывать себе первую помощь самостоятельно, и 65% из них также самостоятельно эвакуируются. Налицо нехватка транспортных средств и эвакогрупп, отметил Сергей Куприянов. Хотя существуют и применяются роботизированные платформы для эвакуации, они обладают рядом недостатков, и массовым их применение пока не стало. Следовательно, заключил докладчик, необходимо повышать уровень подготовки личного состава к оказанию первой помощи и работать над автоматизацией средств эвакуации.
Крайне важным при оказании медицинской помощи является недопущение дефектов, обратил внимание старший преподаватель кафедры организации и тактики медицинской службы Военно-медицинской академии, к.м.н., подполковник медицинской службы Александр Анисимов. Дефекты оказания медпомощи — это нарушения лечебных процессов, невыполнение установленных норм и правил, несоблюдение стандартов. Многие подобные ситуации приводят к неверной постановке диагноза и неверному выбору лечения. Количество дефектов не снижается, что говорит о недостаточной квалификации специалистов, отметил Александр Анисимов. Это значит, что начальникам медицинских служб необходимо организовать постоянный контроль за качеством медпомощи и динамический учет дефектов.
Об особенностях военно-полевой терапии в условиях специальной военной операции рассказал начальник кафедры военно-полевой терапии Военно-медицинской академии, д.м.н., доцент, полковник медицинской службы Аркадий Язенок. В частности, он отметил, что медики сталкиваются с такими проблемами, как вероятность одномоментного появления большого количества раненых, комбинированные поражения, химические отравления. Особую актуальность приобретает борьба с инфекционными и хроническими заболеваниями. Всё это требует развития современных средств диагностики. В современных условиях, предлагает Аркадий Язенок, преподавание курса военно-полевой терапии нужно включить в программы гражданских медицинских вузов.
В свою очередь, начальник научно-исследовательского отдела (Всеармейский медицинский регистр Министерства обороны РФ) научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии, д.м.н., полковник медслужбы Геннадий Загородников посвятил свой доклад важности организации долговременного мониторинга состояния здоровья военнослужащих, занятых на работах с профессиональными вредностями. Для этого сейчас активно развиваются современные методы, такие как телемедицина или носимые устройства для мониторинга организма, в том числе с использованием ИИ. Например, на последней стадии разработки находится алгоритм первичного автоматизированного учета раненых «Репей», который может быть встроен в мобильное приложение для обмена тактической информацией, рассказал Геннадий Загородников.
Организация питания военнослужащих также является, безусловно, важной задачей. Правильное питание не только сохраняет и укрепляет их здоровье, но и служит фактором исполнения ими своих обязанностей, подчеркнул начальник научно-исследовательского отдела питания и водоснабжения НИЦ Военно-медицинской академии, к.м.н., подполковник медслужбы Антон Андриянов. В этой области постоянно ведутся исследования и разработки, связанные в том числе с расширением географии использования российских воинских контингентов. В частности, разрабатывается специальный рацион питания для бойцов, несущих службу в Арктике.
Источник: Экспофорум