«Смута» и «Враг из будущего»: компьютерным играм в России прививают традиционные ценности
Иллюстрация: smuta.games
Видеоигры, разработанные в России, получат финансирование от государства. Такое поручение сделал Владимир Путин. Деньги будут выделены не просто так: через создание соответствующего контента гейм-разработчики должны будут поддерживать традиционные ценности.
Путин недавно посетил креативный кластер «Квартал труда» в Якутске, увидел там стенд разработчиков видеоигр и решил направить деньги на поддержку отечественных производителей игрового цифрового контента. Правительство РФ должно выделить средства из федерального бюджета на поддержку российских разработчиков видеоигр уже до 15 октября.
Все средства при этом будут направлены автономной некоммерческой организации «Институт развития интернета» (ИРИ), который уже является главным по развитию креативных индустрий в стране. Объемы господдержки пока неизвестны, однако, например, в 2022–2023 годах ИРИ выделил на развитие нескольких игровых проектов 2,5 млрд рублей.
На этот раз Путин подчеркнул необходимость поддержки традиционных ценностей через создание контента в видеоиграх. Он видит в российской индустрии видеоигр высокий потенциал, так как более 60% граждан России в возрасте от 16 лет увлекаются компьютерными играми. А это перспективный электорат. Тем более что, считает Путин, «в ряде иностранных игр Россия и ее граждане могут быть представлены в негативном свете», а это, по мнению президента, наносит серьезный ущерб имиджу страны.
Так что поддержка национальных традиций и ценностей явно необходима и геймерам. Власти РФ называют это «воспитанием молодых поколений».
Потенциальные воспитатели
По данным, которые озвучивали в СМИ представители ИРИ, в России насчитывается около 3 тыс. официально зарегистрированных компаний, занимающихся разработками видеоигр. Российский рынок видеоигр эксперты оценивают примерно в 177 млрд рублей, и эта отрасль становится всё более прибыльной.
При этом игроки рынка как чувствовали и недавно активизировались, запуская всё новые проекты в сегменте видеоигр. Так, фонд «Сколково» и студия Game Art Pioneers запустили открытую лабораторию для разработки видеоигр и обещают, что она начнет работу уже до конца 2024 года. Там будут проводиться технологические и продуктовые исследования в области GameDev.
Главная цель этого проекта — создание инструментов, которые ускоряют процесс разработки игр. Это и технологические надстройки для игровых движков, снижающие количество ошибок и ускоряющие процесс разработки в 2–3 раза, и инструменты для автоматизации маркетинга и анализа рыночного потенциала игр. А в начале 2025 года в том же «Сколково» и вовсе появится первый в России кластер видеоигр и анимации, который тоже будет поддерживать видеоигры, реализующиеся на отечественных платформах.
«Российская игровая индустрия прошла через сложные времена, но сумела сохранить свои позиции и продукты. Сейчас она выходит из режима выживания и готовится к новому витку роста. Однако привычные процессы разработки и финансирования серьезно нарушены. Восстановить их смогут только ключевые игроки рынка и государственные институты развития», — не скрывает необходимости в господдержке заместитель председателя правления «Сколково» Станислав Волошин.
Также отдельной строкой в соглашении о сотрудничестве прописано, что «особое внимание будет уделено играм, популяризирующим культурное наследие России». Партнеры также планируют поддерживать интеграцию знаковых российских локаций, таких как Москва и Сколково, в игровые миры.
«Для маленьких компаний самая большая проблема — найти средства на создание своих первых демоверсий и прототипов будущих игр, — делился проблемами отрасли на форуме БРИКС «Облачные города» CEO Watt Studio Егор Томский. — В этом плане власти могут помочь созданием специальных акселераторов, способных продвинуть молодые и талантливые команды через поиск заинтересованных инвесторов. Пока что мы с ними говорим на разных языках и у нас не очень хорошо получается налаживать коммуникации».
При этом основатель и генеральный продюсер Game Art Pioneers Дмитрий Здесев считает, что финансирование российских проектов необходимо, однако это не значит, что иностранных игр в России быть не должно. «Я ни в коем случае не говорю, что надо запретить зарубежные игры и влить государственные деньги в разработку отечественных аналогов — как показывает практика, ни к чему хорошему это не приводит. Гораздо лучше сделать хорошую игру про Марс в Москве, чем плохую про Москву», — сказал он на том же форуме БРИКС.
Во что сыграть
Тем не менее в апреле этого года вышло первое детище ИРИ в рамках плана по поддержке создания российских компьютерных игр, «содержание которых должно быть близко российскому менталитету, культуре и ценностям».
Это компьютерная игра «Смута», созданная по событиям Смутного времени. Игра вышла весной этого года, проект доступен только на платформе VK Play и только на русском. В описании игры сказано, что это «история о преодолении гражданской войны; о том, как собрать страну, находящуюся на грани гибели». Литературной основой игры стал роман 1829 года «Юрий Милославскиий, или Русские в 1612 году».
А буквально на днях в VK Play и Steam стала доступна первая часть одиночной пошаговой тактической игры «ССР: Враг из будущего». Она включает пролог и пять миссий. По сюжету на территории Зауралья происходит серия массовых исчезновений людей. «Для расследования происходящего и поиска пропавших создается специальная группа оперативного реагирования (ГОР). В ее состав, помимо других специалистов, входит подразделение специальных сил реагирования (ССР). Выступая в роли командира одного из отрядов ССР, игроку предстоит сразиться с необычным и опасным противником, раскрыть причину и цель его появления на территории России, встать на защиту своей Отчизны и предотвратить катастрофу для всего человечества в будущем», — так описывается игра в пресс-релизе ИРИ.
В этом же году в ИРИ анонсировали, что вскоре будут готовы еще два проекта: пошаговая тактическая RPG «Спарта» в сеттинге современной войны, действие которой происходит в вымышленной африканской стране, а также военная стратегия в реальном времени «Передний край».