— В последнее время в Петербурге девелоперские проекты с реконструкцией исторических объектов стали встречаться всё чаще, это яркая тенденция последних нескольких лет. Причина в нехватке земельных участков в премиальных и эффективных локациях Петербурга. Все девелоперы ощущают этот дефицит: практически все участки застроены, а те, которые не застроены, за них идет бой или они уже все распределены. Так или иначе, внимание девелоперов и инвесторов начинает смещаться в ту сторону именно редевелопмента исторических зданий.
Между тем проекты с реконструкцией сложнее и дороже обычных проектов, которые строятся с нуля. Мало того, что такие объекты находятся, как правило, в плачевном состоянии, а если состояние удовлетворительное, то стоимость входа и дальнейшая реконструкция очень высока, так эти объекты еще и находятся под охраной государства. Помимо серьезных финансовых вложений, девелоперу нужно выполнить множество требований по охране и дальнейшему содержанию объекта в соответствии с требованиями и ограничениями КГИОП, которые будут контролировать и инвестиционную фазу, и, естественно, операционную.
На стоимость проектов реконструкции влияет состояние исторического объекта, напрямую зависящее от того, занимался ли кто-нибудь этим зданием в последнюю сотню лет. Кроме того, на стоимость объекта влияет состояние инженерных коммуникаций. Важно понимать, нужно ли их перепрокладывать, особенно в случае редевелопмента со сменой функций. Влияет на стоимость и окружающая территория, наличие парковочных мест — если их нет, надо их как-то «изобретать». Ну и не стоит забывать про восстановление охранных предметов внутри и снаружи здания. Государство как-то пытается поддержать девелоперов, интересующихся историческими объектами, в Санкт-Петербурге, например, уже давно есть программа «Памятник за рубль». Но таких реализованных проектов очень мало, их можно пересчитать по пальцам одной руки.
В целом увеличение сроков реализации девелоперского проекта из-за «историчности» зависит от объема проекта и от состояния объекта. Сроки могут быть в 1,5-2 раза больше, чем при обычном строительстве с нуля. Самые дорогие этапы — это реконструкция контуров, всех строительных объемов и охранных элементов. На самом деле пока такие проекты больше похожи на меценатство и благотворительность, но, конечно, есть и очень прибыльные примеры.