Слетаем по-быстрому. Что поможет упростить запуск личного беспилотника 

Сейчас для того, чтобы получить разрешение на полет личного беспилотника над Петербургом, нужно потратить в среднем 5 суток, но к 2030 году это время должно сократиться до 2 часов. Как в этом поможет новая разработка Обуховского завода, рассказал начальник отдела АС ПП и УВД предприятия Александр Хижниченко.

Сейчас идет активное обсуждение национального проекта «Беспилотные авиационные системы» и входящего в его структуру федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС». Одним из его целевых показателей является время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных воздушных судов. К 2030 году оно должно быть снижено с 24 до 2 часов, на данный же момент в большинстве случаев фактически это не менее 5 суток. 
Возьмем среднестатистического пользователя — владельца беспилотника, который захотел полетать, например, над городом Санкт-Петербургом, в хорошую погоду пофотографировать красивые виды. Сначала он должен запросить разрешение на полет у администрации муниципального образования, владельца воздушного пространства, потом получить это разрешение, потом направить представление на установление режима использования воздушного пространства, получить его и дождаться установления данного режима. Затем необходимо дождаться, чтобы этот режим был доведен до всех участников организации воздушного движения. После этого формируется представление на издание NOTAM (извещение для пилотов и авиакомпаний, предупреждающее о временных изменениях, могущих повлиять на планирование полета и его безопасность). NOTAM должен быть издан и привязан к режиму использования воздушного пространства. 
После этого наш добропорядочный гражданин должен подать заявку на использование воздушного пространства. Эта заявка обрабатывается, формализуется, вводится в план полетов. Перед полетом пользователь должен уведомить региональный центр о предстоящем событии и подтвердить (уточнить) плановое время использования воздушного пространства. Диспетчер регионального центра вводит ранее установленный режим в действие и доводит изменения до всех участников организации воздушного движения.
И вот это всё занимает в среднем 5 суток. А теперь вопрос. Представим себе обычную семью, в которой отец купил для ребенка самый простой беспилотник. Понятно, что хочется полетать, снять красивые фотографии в хорошую погоду и когда есть настроение. Кто в Санкт-Петербурге будет планировать это за 5 суток? Выглядит утопически. 
Почему же так много времени занимает процедура согласования полета? Дело в том, что наша нормативно-правовая база существенно отстает от реальной жизни. Наверное, мы, как и большинство стран мира, были не готовы к такому бурному развитию беспилотной авиации и страдаем мы от этого так же, как и все. 
Очевидно, что нужно оптимизировать процессы взаимодействия между регулятором, оперативным органом, который в соответствии с требованиями регулятора занимается обеспечением безопасности воздушного движения, и гражданином, который хочет запустить свой беспилотник. И вот одно из мероприятий федерального проекта как раз и подразумевает создание наземной инфраструктуры — так называемой цифровой платформы ЕС ОрВД. 
Эта платформа предназначена для обеспечения совместных полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве и осуществления информационной поддержки всех пользователей воздушного пространства, что, безусловно, способствует снижению административных барьеров. Платформа состоит из четырех основных блоков. Первый — это Единая интегрированная система планирования использования воздушного пространства, сопряженная с Централизованной интегрированной базой данных, предназначенная для централизованного ведения и хранения аэронавигационно-справочной информации и решения задач планирования, координирования и контроля использования воздушного пространства. Второй блок — система передачи планов полетов через интернет, она уже есть, сейчас она в стадии модернизации. Третий блок — электронная AIP, обеспечивающая доведение актуальной аэронавигационно-справочной информации до заинтересованных пользователей воздушного пространства. И, наконец, система учета БВС, она тоже существует и тоже модернизируется для того, чтобы иметь возможность бесшовного взаимодействия с другими подсистемами этой цифровой платформы. В результате пользователь после авторизации через «Госуслуги» сможет пользоваться этими цифровыми сервисами для обеспечения своего полета. 
Обуховский завод участвует в создании Единой интегрированной системы планирования использования воздушного пространства и Централизованной интегрированной базы данных. В 2024 году совместно с коллегами мы завершили и успешно сдали заказчику технический проект по созданию своей составляющей цифровой платформы. Реализация проекта запланирована на 2024–2027 годы. Всё будет построено полностью на отечественном оборудовании и отечественном программном обеспечении. 
В этом отношении вызывает некоторое недоумение позиция Минтранса, который внес изменения в федеральный проект, в том числе и в части нашего мероприятия. На следующий год, к сожалению, на него не предусмотрено выделение средств из федерального бюджета. Сейчас обсуждаются различные решения для того, чтобы, пусть и в сокращенном объеме, профинансировать эти мероприятия, что позволило бы к 2027 году завершить весь объем планируемых работ. Может быть, будет принято решение о финансировании из внебюджетных источников, но мы очень надеемся, что эти мероприятия продолжатся.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня