Сладкая жизнь. «Север-Метрополь» перенесла производство из Москвы в Петербург
Петербургская сеть кофеен-кондитерских «Север-Метрополь» перебазировала свое производство муссовых тортов и десертов из Москвы в Санкт-Петербург. На петербургской площадке компания рассчитывает утроить объем выпуска продукции и довести его до 30 тонн в месяц. Перевезти завод компания могла из-за изменения планов по развитию в Москве, говорят эксперты.
О переезде производства кондитерского дома Renardi из Москвы в Петербург «Новому проспекту» сообщила директор «Север-Метрополь» Варвара Белецкая. Контроль над компанией холдинг приобрел в 2019 году. Оставшиеся 24,9% принадлежат его основателю, французу Дидье Ренару. Фактический перенос мощностей на действующий кондитерский завод «Север-Метрополь» возле станции метро «Выборгская» состоялся месяц назад.
«В Москве производится всего 7–10% от общего товарооборота «Север-Метрополя». Это не те деньги, из-за которых стоит содержать дополнительный офис, производство, а также поддерживать инфраструктуру, — объясняет причину Варвара Белецкая. — Благодаря переезду у нас появилась возможность наращивать объем выпуска муссов (так как в столице был предел по мощности), а также выходить в торговые сети Северо-Запада».
В планах компании за полтора года увеличить выпуск муссовых десертов Renardi и «Север-Метрополь» в 2–3 раза, продолжает она. Сейчас на этот сегмент приходится 10 тонн, или 15 млн рублей в месяц. В целом же холдинг производит 300 тонн кондитерских изделий с оборотом 230–240 млн рублей в месяц.
«В нашем ассортименте в основном представлены традиционные советские бисквитные торты с масляным кремом и натуральными сливками. А муссовые — направление, которые хочется усилить. У них всегда есть потребитель», — говорит топ-менеджер.
Продукция Renardi и «Север-Метрополь» сейчас представлена в Москве в сетях «Ашан», «Глобус», «О'Кей», Metro, а также на АЗС «Роснефти». В Санкт-Петербурге товары под этим брендом недавно появились в магазинах «Перекресток», в будущем планируется расширять присутствие в супермаркетах высокого ценового сегмента. Также производитель рассчитывает увеличить представленность муссовых тортов в своих франчайзинговых точках.
Инвестиции в переезд составили несколько миллионов рублей, резюмировала Варвара Белецкая.
«Север-Метрополь» — одна из крупнейших сетей кофеен-кондитерских Санкт-Петербурга. В Петербурге, Ленобласти, Москве и Владимире у компании насчитывается 126 кафе. По данным базы «Контур Фокус», выручка ООО «Север-Метрополь» за 2023 год составила 2,1 млрд рублей, чистая прибыль — 55,6 млн рублей. Основной владелец компании — Елена Шевченко (40%), супруга бывшего депутата Законодательного собрания Петербурга от ЛДПР и известного предпринимателя Сергея Шевченко. Принадлежащее Елене Шевченко совместно с партнерами АО «Метрополь» управляет одноименным рестораном, гостиницами Majestic Boutique Hotel и «М-отель» на Садовой улице.
Москва не резиновая
Помимо оптимизации затрат, «Север-Метрополь» мог решить перенести производство из-за изменения стратегии развития в Москве, полагает независимый консультант по продвижению поставок продуктов Михаил Лачугин.
«Возможно, у компании были определенные плановые показатели по развитию в Москве, они их не выполнили. Соответственно, решили сконцентрироваться на переносе производства именно в Петербург, чтобы выпускать продукцию здесь. Это абсолютно логичный шаг», — говорит он.
В качестве примера оптимизации производства он привел кондитерскую фабрику «Славянка», которая выкупила фабрику им. Крупской и перенесла мощности на свои площадки. Подобным образом поступила и компания «Айсберри», купившая активы «Петрохолода».
Петербургские игроки, которые пытались развивать в Москве пекарни и кондитерские, не имели там сопоставимой популярности, напоминает совладелец сети «Коржов» Иван Корнеев.
«В какое-то время петербургская «Буше» заходила на столичный рынок и открылась в нескольких местах, но бизнес не пошел. О громком успехе «Цеха 85», который начал там развиваться, также не слышно. При этом местные форматы, такие как «Кофемания» и «Братья Караваевы», чувствуют себя хорошо», — комментирует он.
Вероятно, «Север-Метрополь» учел неудачный опыт конкурентов и решил меньше ориентироваться на Москву, добавил Михаил Лачугин.
Эмоциональный спрос
Спрос на пирожные в Санкт-Петербурге растет, что связано с развитием формата пекарен-кондитерских, объясняет гендиректор агентства «Ватель маркетинг» Роман Калинин. «Люди менее критично смотрят на стоимость сладостей, поскольку это не прагматичные покупки, а продукция эмоционального спроса. Муссовые десерты воспринимаются как более легкие по сравнению с обычными. Их приобретают те, кто размышляет о более-менее здоровом питании, успокаивая себя тем, что это не так калорийно», — замечает эксперт.
Согласно данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности, в 2023 году объем производства кондитерской продукции в России увеличился на 2,3% и достиг 4,1 млн тонн. Объем внутреннего рынка вырос с 3,73 млн тонн до 3,84 млн тонн, среднедушевое потребление — с 25,6 кг до 26,3 кг в год. Самыми популярными в стране являются мучные изделия (печенье, вафли), на втором месте — шоколад и шоколадные конфеты, на третьем — сахаристые изделия (мармелад, пастила, карамель и пр.).