Siemens прощается с депо. Активы «дочки» немецкого концерна проданы на торгах
Фото: АО «Ленгипротранс»
На аукционе почти за 1,5 млрд рублей продан сервисный цех по ремонту и обслуживанию поездов «Сапсан» и «Ласточка» в поселке Металлострой. Покупателем выступило ОАО «РЖД». Этот цех в 2016 году за €55 млн построил немецкий концерн Siemens. Но в 2022 году он покинул российский рынок.
В единый лот вошло здание площадью 12,3 тыс. м2 и земельный участок 1,1 га в поселке Металлострой Колпинского района Петербурга. Это следует из конкурсной документации. Имущество являлось собственностью ООО «Сименс Мобильность» (принадлежит германской «Сименс Мобилити Гмбх» и нидерландскому «Сименс Мобилити Холдинг Б.В.») и из-за долгов компании было арестовано в пользу ОАО «РЖД» в рамках исполнительного производства.
К торгам допустили двух участников: ООО «ВСМ-Сервис» (принадлежит дочерней структуре РЖД, занимается обслуживанием «Сапсанов» и «Ласточек»), которое не делало предложений по цене, а также Дирекцию скоростного сообщения (филиал РЖД). Последняя стала победителем аукциона, приобретя имущество по его начальной стоимости — за 1,45 млрд рублей. На торги сервисный цех выставили в ноябре 2024 года.
В РЖД не ответили на запрос «Нового проспекта».
Тернистый путь
Компания Siemens производила скоростные электрические поезда «Сапсан» (Velaro RUS) для РЖД с 2009 года. О расширении мощностей депо в Металлострое РЖД и Siemens договорились в 2013 году на Петербургском международном экономическом форуме. Новый цех открылся в 2016 году, инвестиции в проект составили €55 млн. Объект позволил проводить техническое обслуживание не только поездов «Сапсан», но и «Ласточек».
Фото: АО «Ленгипротранс»
В 2022 года из-за санкционного давления компания Siemens заявила о решении уйти из России. При этом у нее остались невыполненные обязательства. Согласно заключенному в 2019 году договору на €1,1 млрд, она должна была поставить 13 «Сапсанов», а также заниматься техобслуживанием и ремонтом поездов в течение 30 лет. В итоге концерн успел отправить только четыре состава.
В 2023 году Арбитражный суд Москвы признал недействительным решение Siemens Mobility об одностороннем расторжении договоров с РЖД и постановил выполнить свои обязательства. В противном случае компания должна выплачивать по 16,1 млн рублей неустойки в день. Концерн безуспешно пытался оспорить это решение.
Все на своих местах
Это удачная сделка для РЖД, так как компании необходима инфраструктура для ремонта «Сапсанов» и «Ласточек», объясняет первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова.
«Для РЖД площадка является профильным активом, и после ухода Siemens из России они могут самостоятельно заниматься обслуживанием поездов. Это современный цех, который заточен на работу с определенными видами скоростных поездов, и менять его назначение нецелесообразно», — отмечает транспортный инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов.
Для ремонта «Ласточек» создана инфраструктура на территории действующих депо, тогда как для обслуживания «Сапсанов» других специализированных площадок в стране нет, добавил эксперт. По его словам, проблем с ремонтом поездов после ухода Siemens возникнуть не должно, поскольку бывшие сотрудники компании остались в стране.
«Ласточка» — самый комфортный вид пригородного транспорта, который будет востребован в любом регионе. А «Сапсаны», когда появится высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург, скорее всего, переведут на другие направления, нуждающиеся в более скоростном движении, чем есть сейчас», — комментирует Светлана Воронцова.
На торги выставлен еще один актив ООО «Сименс Мобильность» — недостроенный объект готовностью 68% в Металлострое площадью 3,6 тыс. м2. Стартовая цена — 113 млн рублей. Итоги аукциона планируется подвести 12 февраля.