Шоколад приелся. В России падает интерес к модному дубайскому десерту

Ажиотажный спрос на дубайский шоколад в России постепенно падает. Рынок уже насыщен экзотическим лакомством. В ближайшее время ожидается некоторое снижение цен на него. Совсем этот десерт с рынка не уйдет, но займет небольшую нишу в премиум-сегменте, считают эксперты.
Дубайский шоколад — экзотический многослойный десерт родом с Ближнего Востока. В его основе молочный шоколад, а начинка состоит из фисташковой пасты, теста катаифи (похоже на тонкие нити лапши) и кунжутной пасты. Дополнительно добавляют мед, специи, ореховое масло и кусочки фруктов.
Считается, что дубайский шоколад в 2021 году изобрела британка египетского происхождения Сара Хамуд, открывшая кондитерскую FIX Dessert Chocolatier в Дубае. Хамуд придумала рецепт во время беременности, когда ей хотелось необычных вкусовых ощущений, и сделала его постоянным десертом в своей кондитерской.
А популярным дубайский шоколад стал благодаря соцсетям в 2024 году. Осенью прошлого года поставщики стали активно продвигать его на маркетплейсах. Кроме того, был высок спрос на дубайский шоколад в офлайн-торговле. Его не могли охладить даже высокие цены. На пике популярности на маркетплейсах средняя стоимость плитки такого шоколада весом всего 200 г превышала 5 тыс. рублей. Сейчас средние цены за плитку составляют около 2 тыс. рублей.
Сладость в тренде
Тренд подхватили крупные производители. Свою версию дубайского шоколада выпустила компания Lindt и другие корпорации. Аналоги популярного десерта запустили сеть «Унция», компания «Самокат» и другие игроки ретейла. Десерты по мотивам дубайского шоколада также выпускают производители протеиновых десертов. А компания «Теремок» с прошлого года предлагает своим посетителям блин с дубайским шоколадом.
«Резкий рост спроса на дубайский шоколад пришелся на август 2024 года, когда продажи взлетели почти в 500 раз. Через месяц, к сентябрю того же года, оборот увеличился в 10 раз», — подсчитали специалисты Wildberries. В дальнейшем динамика, по данным компании, осталась высокой, но не такой «космической».
«В октябре 2024 года был зафиксирован рост продаж в 3 раза по сравнению в сентябрем. А в ноябре — в 1,5 раза к октябрю. В декабре дубайский шоколад, вероятно, покупали в качестве подарка на Новый год, поэтому продажи выросли еще в 2 раза по сравнению с ноябрем», — прокомментировали в пресс-службе Wildberries.
Эффект неожиданности
Сооснователь маркетингового агентства V-brand Вера Мозговая полагает, что внезапная популярность дубайского шоколада связана с рядом факторов. «Мы живем в экономике внимания и впечатлений. Потребителю очень нравится что-то новое, эффектное и необычное. Особенно если этот проект красивый, его можно красиво сфотографировать», — комментирует она.
Другой фактор — это ограниченность предложения. «Настоящий дубайский шоколад всегда было сложно достать, а некоторые потребители хотят попробовать именно оригинал», — говорит Вера Мозговая.
Кроме того, огромную роль в продвижении десерта сыграли инфлюенсеры, добавляет эксперт.
Спрос пошел на убыль
В настоящее время наблюдается постепенное снижение интереса к дубайскому шоколаду. «В первом квартале текущего года рост оборота составил 13% по сравнению с четвертым кварталом 2024 года. При этом в текущем квартале доля дубайского шоколада, произведенного в России, составила 75% от общих продаж, а доля шоколада, импортированного из ОАЭ, составила 12%», — сообщили в пресс-службе Wildberries.
«Магазины уже, можно сказать, затоварены этой продукцией. Как мне рассказали в одной крупной сети, сейчас запасов дубайского шоколада очень много, а берут его всё меньше. Причем цены на эту продукцию становятся всё более демократичными», — рассказал независимый консультант по продвижению продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин.
«Объемы продаж дубайского шоколада за апрель у нас просели примерно на 10–15% по сравнению с январем. Тем не менее драматичного снижения интереса к продукту мы не видим», — отметили представители компании Chocoroz.
«Спрос на дубайский шоколад действительно снижается, но не стоит забывать и о сезонности. Весной и летом россияне обычно едят меньше шоколада и переключаются на ягоды, мороженое и другие виды десертов», — сказали специалисты мастерской шоколада «Шоколадум».
Надежды на лето и дисконт
Представители «Теремка» говорят о том, что новый десерт пользуется в сети популярностью. «Сейчас наш «Дубайский шоколад» входит в топ-5 среди сладких блинов, и мы видим, что после первого знакомства аудитория возвращается к нему. Летом мы ожидаем рост спроса — в первую очередь за счет туристов», — отметили в пресс-службе «Теремка».
«Конфеты с дубайским шоколадом вторые по продажам в товарной группе конфет наших кондитерских, они уверенно удерживают позиции с момента запуска — с февраля. При этом они лидируют по выручке, несмотря на более высокую цену. Это показатель того, что тренд на дубайский шоколад продолжается. А уникальный вкус может успешно конкурировать с более доступными продуктами», — сказали в пресс-службе «Теремка».
«Что касается перспектив продаж дубайского шоколада, то не исключено, что вскоре его начнут распродавать с очень большими скидками либо сольют в другие сети, когда срок годности начнет подходить к концу», — полагает Михаил Лачугин.
Эксперты компании Chocoroz считают, что дубайский шоколад не уйдет с рынка совсем, а займет небольшую нишу в сегменте премиального шоколада.
