Северное окно на Восток. В Беломорске построят новый порт

Власти Карелии в июне объявили о планах строительства нового морского порта в Беломорске. Инвестиции в проект оцениваются в 50 млрд рублей. Развитие портовой инфраструктуры также запланировано в Архангельской и Мурманской областях. Как планы по расширению морских перевозок отразятся на экономике Северо-Запада, разбирался «Новый проспект». 

Правительство Карелии и Росморречфлот создали рабочую группу для строительства глубоководного морского порта в Беломорске. Первое ее заседание состоялось 20 июня в Москве. Речь шла о поиске участка для строительства порта. Пока необходимые глубины Белого моря обнаружены в 10 км от Беломорска, сообщило правительство республики. 
«Глубоководный грузовой порт в Беломорске с потенциалом грузооборота до 10 млн тонн в год — это ближайшие морские ворота к Северному морскому пути для европейской части России и Республики Беларусь. Порт позволит обеспечить транспортировку грузов в Китай, страны Юго-Восточной Азии, которые сейчас перевозят по Беломорско-Балтийскому каналу. Инвестиции в проект составят около 50 млрд рублей», — рассказал журналистам глава Карелии Артур Парфенчиков. 
Он добавил, что порт обеспечит каботажные перевозки грузов северного завоза и арктических проектов до портов на Северном морском пути. «Морская транспортировка грузов с перевалкой через порт в Карелии создаст альтернативный маршрут доставки грузов в такие крупные морские порты, как Мурманск и Архангельск. Это необходимо в условиях загруженности железнодорожных подъездов», — пояснил Артур Парфенчиков. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

У федерального центра также есть большие планы по развитию других портов Северо-Запада. Например, утвержден комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. Планируется, в частности, построить в порту Архангельска новый терминал мощностью 25 млн тонн. 
Не отстает в портовых планах и Мурманская область. В апреле этого года правительство региона и предприниматели из Белоруссии подписали соглашение о строительстве мультимодального терминала с возможностью обработки контейнеров для перевалки белорусских грузов мощностью до 25–30 млн тонн в год. Предполагается, что он заработает в 2028 году. 

Реанимированный проект

Идея строительства порта в Беломорске не нова. Реанимировать ее хотели еще в 2011 году. Хотя есть версия, что об этом задумывались еще в середине 1990-х годов. Тогда в Беломорске планировали создать перевалочный пункт мощностью до 15 млн тонн в год, в первую очередь для перевалки угля и пиломатериалов. 
ЗАО «Беломорский порт» для реализации проекта даже выкупило имущество разорившегося рыбного порта, а также здания, дорогу и прочее. 
«Успели провести предпроектные работы по строительству промежуточной железнодорожной станции и внутрипортовой железнодорожной инфраструктуры. Основной комплекс хотели построить за рекордные сроки — 1 год. А через 4 года порт должен был ежегодно зарабатывать по 1,5 млрд рублей», — вспоминает член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы РФ Дмитрий Тортев.
В нацпроекты даже закладывались какие-то деньги. Были намечены сроки запуска порта — 2016 год. Но дальше проектов на бумаге работа не пошла. «Успели углубить морской подходной канал, построить несколько причалов и погрузочно-разгрузочных комплексов. Это всё», — уточняет эксперт. 
Затем проект признали экономически нецелесообразным, хотя Минэкономразвития Карелии не вычеркнуло его из перспективных планов. Сроки запуска порта были сдвинуты на 2024 год с конкретной сметой — 16,6 млрд рублей. Но проект опять увяз в обоснованиях: зачем он нужен, где брать инвесторов, а самое главное — где брать ледоколы. 
«Все эти вопросы отпали после реанимации Северного морского пути. Беломорск в этом контексте рассматривается в качестве перевалочного пункта — очень удобного, поскольку, через него можно провести несколько торговых путей», — комментирует Дмитрий Тортев. 

Тормоз развития

Эксперты уверены, что проект по созданию порта в Беломорске будет экономически оправдан. «Несмотря на то что объемы перевалки грузов через российские порты постоянно растут, существующих мощностей недостаточно», — комментирует генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский.
То же самое касается и железнодорожной инфраструктуры: в самом востребованном восточном направлении, по Транссибу, грузовые поезда идут с интервалами в несколько минут, что говорит о максимальной загрузке путей.
«Мы подходим к пределу, когда даже имеющуюся продукцию производители не смогут вывезти. Отсутствие резерва пропускной способности имеющейся железнодорожной и портовой инфраструктуры будет тормозить развитие предприятий самых разных отраслей», — заключает Виталий Липский. 
Но он подчеркивает, что развитие портовых мощностей на Северо-Западе должно идти одновременно с развитием железнодорожной инфраструктуры и сети автомобильных дорог. 

Два важных фактора

В пользу развития порта в Беломорске говорят минимум два фактора. Первый — геополитика. Постоянные угрозы перекрытия для российских судов Датских проливов, а также зависимость от Турции при прохождении Черноморских проливов диктуют необходимость развития портовой инфраструктуры там, где есть прямой выход в океан.
«Беломорск этот выход обеспечивает наряду с Мурманском и Архангельском. Он соединен с единой глубоководной системой через Беломорканал. Там ограниченная пропускная способность, но всё равно это преимущество», — поясняет руководитель аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов. 
Второй фактор — наличие в Карелии грузовой базы, а именно продукции лесопереработки, которая сейчас направляется в тот же Китай через Большой порт Санкт-Петербург. «Было бы логично везти ее через Беломорск. Это позволило бы сократить транспортное плечо и одновременно разгрузить и без того перегруженную железную дорогу», — комментирует Виталий Чернов. 
Правда, Виталий Липский полагает, что продукцию лесопиления везти через новый порт не стоит. «Он слишком далеко от основного рынка сбыта — Китая. А рынки Великобритании и Нидерландов, куда теоретически можно было отправлять северо-западный лес, для российских поставщиков закрыты», — говорит он.
Есть вариант возить через Беломорск уголь. Но тут у экспертов есть определенные сомнения. «Мощностей на Северо-Западе по углю, с учетом Лавны, пока хватает. А в долгосрочной перспективе основной спрос на уголь будет смещаться в Индию», — отмечает Виталий Чернов. 

Инвестиции зависят от профиля

В какую сумму в итоге обойдется государству создание порта, зависит от того, какой объем дноуглубления будет запланирован. «Большие глубины нужны для крупнотоннажных балкеров под уголь. Но нужно ли это — тут есть сомнения. А для экспорта генеральных грузов большие глубины не нужны», — говорит Виталий Чернов.
Дмитрий Тортев также полагает, что окончательный объем инвестиций будет зависеть от характера грузов. «В правительстве России планируют использовать Северный морской путь преимущественно для перевозок нефти и газа с сырьевых проектов. Если для этих целей задействуют Беломорск, нужно будет строить дополнительные терминалы, и смета может вырасти», — поясняет он. 

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Грузооборот морских портов Балтийского бассейна за январь-май 2024 года составил 117,1 млн тонн (+0,7%). По данным пресс-службы Ассоциации морских торговых портов, перевалка сухих грузов достигла 52,3 млн тонн (+8,8%), наливных грузов — 64,8 млн тонн (–4,9%). Грузооборот порта Усть-Луга снизился до 57 млн тонн (–4,2%), порта Приморск — до 27,8 млн тонн (–4,2%). Через Большой порт Санкт-Петербург было перевалено 22,9 млн тонн (+26,5%), порт Высоцк — 4,8 млн тонн (–13,2%). 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня