Квалифицированные риски

Банк России намерен ужесточить правила признания инвесторов квалифицированными. Такой статус позволяет приобретать более выгодные, но и более рискованные финансовые активы. Априори в неравноправном положении находятся и профессиональные участники рынка.
В отличие от вкладчиков банков, инвесторы чаще всего не признаются потребителями. Вместе с тем регулятор проводит своеобразную сегрегацию. Для предупреждения ошибок частные лица вправе приобретать на бирже только акции, облигации, паи и иные простые и относительно надежные инструменты. Привилегированный статус позволяет совершать сделки с субординированными облигациями и внебиржевыми ценными бумагами, производными инструментами (деривативами, кредитными нотами) и другими. Доходность по ним порой в разы превышает проценты по традиционным вкладам, купонные выплаты по казначейским и иным считающимся надежными бумагам.
В знаниях — прибыль
В настоящее время для получения статуса квалифицированного инвестору нужно иметь диплом о высшем экономическом образовании аккредитованного Банком России вуза (МГУ и СПбГУ не признаются) или ряд международных сертификатов. Также на статус вправе претендовать обладатели активов стоимостью от 12 млн рублей и активные биржевые игроки (совершающие ежеквартально не менее 10 сделок совокупным объемом 6 млн рублей). Подтверждать финансовую грамотность или прибыльность таким игрокам не требуется. С 2026 года имущественный ценз увеличивается с 12 млн до 24 млн рублей.
Подготовленный Банком России проект предусматривает новую оценку инвесторов. В частности, квалифицированными предлагается считать игроков, получивших диплом магистра или специалиста, кандидата или доктора наук по направлению «Финансы и кредит» или «Финансы». Еще один новый критерий — доход за последние 2 года свыше 40 млн рублей. «При этом деньги, полученные от продажи недвижимости, предлагается не учитывать. Это позволит минимизировать риски признания человека квалифицированным инвестором при единичном поступлении в его распоряжение больших сумм», — поясняют в пресс-службе регулятора.
Имущественный ценз сохраняется, но одновременно вводятся комбинированные критерии. Например, на статус смогут претендовать частные инвесторы с шестимиллионным годовым доходом, прошедшие специальное усложненное тестирование. В Банке России уверяют, что «такой подход — новация для российского рынка».
Биржа детям не игрушка
По мнению доцента Финансового университета при правительстве России Оксаны Васильевой, предложенные критерии в целом ужесточают требования по сравнению с действующими. «Однако для лиц с высшим образованием, ученой степенью или международными сертификатами введены льготы, что можно рассматривать как попытку учесть профессиональную подготовку и стимулировать получение образования. Предложенные изменения направлены на повышение уровня защиты прав инвесторов и минимизацию рисков на финансовом рынке», — убеждена Оксана Васильева.
Эксперт Ассоциации владельцев облигаций Михаил Локшин также в целом положительно оценивает предложения регулятора. Вместе с тем он считает критерий по размеру активов завышенным и дискуссионным. «Также необходимо создать единый реестр квалифицированных инвесторов. Это будет способствовать развитию рынка и избавит от необходимости повторно получать статус у каждого брокера. В части существующих ограничений также наблюдаются определенные противоречия. Например, несмотря на инфраструктурные риски, неквалифицированным инвесторам доступны паи фондов, состоящих из иностранных ценных бумаг, включая госдолг США. В то же время облигации-флоатеры с рейтингом ВВВ инвесторам без статуса недоступны», — отмечает Михаил Локшин.
Директор управления продаж и клиентского обслуживания инвестиционной компании «Фонтвьель» Руслан Спинка обращает внимание на новую возможность получить статус квалифицированного инвестора — сдать специальный экзамен. «Регулятор намеренно усложняет доступ к более сложным и рискованным продуктам и менее надежным эмитентам. Благодаря такому барьеру меньше людей разочаровываются в инвестировании из-за того, что их ввели в заблуждение или они некорректно оценили тот или иной финансовый актив. Это хороший способ защиты от мисселинга и финансовых потерь неопытных инвесторов», — констатирует эксперт.
Нотная грамота
Признанные квалифицированными инвесторы несут и повышенную ответственность за свои действия. Вместе с тем судебная практика свидетельствует, что даже многократного ужесточения критериев для получения статуса может оказаться недостаточно. Так, в 2021 году заявление на получение статуса в «Сбер» подал волгоградец Андрей Казачанский, накопивший на счете более 233 млн рублей ($3,1 млн). Через несколько дней он приобрел структурные ноты американского инвестиционного банка Goldman Sachs International. После введения санкций они были погашены за 15–24% номинальной стоимости, убыток превысил $600 тыс.
Предъявляя иск против банка, Андрей Казачанский не отрицал, что подписал уведомление о повышенных рисках структурированных нот, отсутствии гарантированного погашения и вероятности полной потери всех вложений. Несмотря на это, служители Фемиды переложили убытки на брокера: «Принимая решение о признании Казачанского А.В. квалифицированным инвестором, ПАО «Сбербанк» знало, что клиент не имеет опыта и квалификации, позволяющих ему адекватно оценивать риски, связанные с инвестициями в те или иные фондовые инструменты, и самостоятельно осуществлять операции с ценными бумагами на основе таких оценок», — заключил суд, взыскивая полмиллиона долларов с кредитной организации.
В сложном положении оказываются и выступающие в роли инвесторов профессиональные участники рынка ценных бумаг. Показательное решение 21 марта принял столичный арбитраж. Ранее Верховный суд России признал право владельцев еврооблигаций, эмитированных от имени отечественных корпораций, защищать свои права в российских судах («Новый проспект» подробно писал об этом в статье «Евробонды from Russia»). Пересматривая дело, Арбитражный суд Москвы установил, что истец (АО «НС банк») приобрел евробонды LUKOIL уже после введения санкций. «Как профессиональный участник рынка ценных бумаг, он должен был знать и разумно оценивать степень риска вложения денежных средств в еврооблигации. А по условиям их выпуска и в сложившейся ситуации он не имеет права предъявления претензий к эмитенту», — отмечается в решении суда.
Неликвидный «голландец»
В то же время никто не защищает не имеющих никаких статусов частных лиц от совершения рискованных сделок с формально иностранными активами. В спорном положении оказались граждане, купившие акции (депозитарные расписки) голландской компании Yandex N.V. после сентября 2022 года. При инкорпорации (переводе активов в российскую юрисдикцию) они потеряли минимум 70% вложений, а иные не получили вообще ничего.
По уверению самой корпорации «Яндекс», все инвесторы, приобретавшие акции Yandex N.V. на московской или петербургских биржах, смогли обменять их на российские в пропорции 1:1. Такие же права получили инвесторы, успевшие перевести голландские бумаги в нашу страну до сентября 2022 года, тогда как «покупка акций в иностранном контуре всегда сопряжена с высокими рисками».
В свою очередь, представляющий группу миноритариев Алексей Бедняков утверждает, что спорные акции «приобретались в российском у российских брокеров». «Вместо того чтобы осуществить справедливый обмен или выкуп акций по рыночной цене у всех акционеров, огромные средства выведены из России и предоставлены в распоряжение тех, кто занял, по сути, антироссийскую позицию», — отмечается в направленном в Госдуму открытом письме акционеров. Причиненный миноритариям ущерб они оценивают в 1 трлн рублей.
Однако в пресс-службе Банка России журналисту «НП» подтвердили, что совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет относится не к брокерской, а к дилерской деятельности. Утверждения Алексея Беднякова опровергают и юристы. «Брокеры совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от имени своих клиентов и в их интересах. При этом сами они продавцом (стороной такой сделки) не являются. «Завозя» иностранные акции в Россию, брокеры, опять же, лишь предоставляют своим клиентам доступ к таким активам, а не продают их из своих запасов», — констатировала Марина Карцева из юридической фирмы «Мариокс центр».
Отклонил иск таких акционеров и арбитражный суд. Частный инвестор Владимир Осипов купил акции Yandex N.V. в апреле 2024 года — через 2 месяца после принятия решения об инкорпорации. «Как следствие, истец принял на себя риски, сопряженные с приобретением соответствующих ценных бумаг», — заключил суд, отклоняя иск.