Сергей Скавронский: «Честный знак» не помогает в борьбе с контрафактом зоотоваров»

Сергей Скавронский, адвокат, основатель юридической компании «Пантей Консалт», рассказал об особенностях появления контрафактной продукции в сфере зооиндустрии, как маркетплейсы помогают бороться с нарушителями и почему маркировка товаров для животных не панацея.

На рынке зоотоваров можно встретить контрафакт в трех категориях: ветпрепарты, корма и аксессуары для животных. Контрафакт — это товар, на упаковке которого незаконно размещен товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.
Чаще всего контрафакт в зооиндустрии встречается в сегменте ветеринарных препаратов. В 2022 году эксперты говорили, что 25% всего рынка таких лекарств и вакцин — это контрафактная продукция. Причем нарушители не только подделывают препараты. Зачастую они подделывают сроки их годности. 
К сожалению, когда потребитель сталкивается с фальшивой продукцией, он весь негатив направляет на сам подделанный бренд, потому что не имеет возможности определить, оригинальный товар или нет. 
Государство старается систематизировать рынок ветеринарных препаратов. Например, с 1 марта изменились правила отпуска таких лекарств. Теперь большинство из них будет подаваться по рецепту. 
Кроме того, введена система маркировки «Честный знак» для ветеринарных препаратов и вакцин. Эта система направлена на борьбу с контрафактом. Но большинство представителей теневого сектора научились обходить преграды: они как не пользовались легальными способами продажи, так и не собираются делать этого впредь.
Что касается кормов и кормовых добавок, то тут доля контрафакта чуть меньше — от 15 до 16%. Это было одной из причин распространения системы «Честный знак» на сегмент сухих кормов в прошлом году. С весны текущего года маркировке также подлежат и влажные корма. И здесь мы, к сожалению, тоже упираемся в ситуацию, когда нарушители обходят требования закона.
Третья категория, которую также массово подделывают, — это аксессуары и средства по уходу за животными. Тут ситуация несколько другая, чем с контрафактными ветпрепаратами и кормами. Довольно часто мы видим в продаже под определенным брендом товары, которые правообладатель не выпускает. Подобная продукция активно реализуется на маркетплейсах. 
Какие обычно стратегии выбирают нарушители? Самое популярное — это подделка самих брендов. Менее очевидная история — когда подделывают сертификат, регламентацию, удостоверение, подтверждающее, что данный продавец является официальным дистрибьютором правообладателя. Это встречается в последнее время очень часто. 
Естественно, сейчас многие возят товары из Китая с нарушениями, в рамках параллельного импорта. Поставляется этими путями и контрафакт. Такую продукцию сложно отследить. Фактически бороться с ней можно, когда товар уже поступил в продажу. 
Еще один метод нарушителей — это копирование сайтов, карточек товаров брендов, которые никогда не работали в России или прекратили деятельность у нас в стране. Тем не менее появляется большое количество сайтов — клонов каких-то магазинов. Они выдают себя за официальных дистрибьюторов тех или иных компаний. У таких продавцов или не будет никаких документов, или же будут поддельные удостоверения. 
Из интересного: у продавцов фальшивок появилась новая схема продажи на маркетплейсах, когда свой товар они хранят исключительно на своем складе, а маркетплейсы используют как витрины. Это позволяет скрыть реальные объемы контрафактной продукции. 
Если говорить о последних тенденциях, то важно отметить, что правообладатели из недружественных стран, которые ушли из России, продолжают защищать свои права в РФ, они продолжают бороться с контрафактом. 
Другая тенденция — это активный выход на наш рынок китайских компаний, среди которых есть как законопослушные предприятия, так и нарушители. Причем нарушители либо выпускают контрафакт в Китае и потом поставляют его в Россию, либо производят ноунейм-товары, которые делают контрафактными оптовики в России. 
Также хочу отметить, что с учетом введения «Честного знака» за нарушение маркировки предусмотрены административные и уголовные наказания. Если выясняется, что какой-то магазин торгует товаром без маркировки, компания-правообладатель может обратиться в Роспотребназдор, который довольно быстро реагирует на жалобы, связанные с нарушением правил маркировки. Роспотребнадзор может провести проверку самостоятельно, а может также привлечь правоохранительные органы. Соответственно, контрафактная продукция будет уничтожена, а нарушитель получит существенный штраф. 
Кроме того, маркетплейсы сами активно борются с контрафактом. Например, у Wildberries действует сервис «Цифровой арбитраж», куда в электронном виде можно направить жалобу, приложить подтверждающие документы, например на товарный знак или патент. В рамках такого цифрового спора Wildberries, скорее всего, заблокирует карточки контрафактного товара до выяснения всех обстоятельств. Подобный сервис есть и у Ozon. 
Уточню, что сами маркетплейсы не проверяют права на бренд, но они занимаются блокировкой работы поставщиков, которые могут быть недобросовестными. То есть маркетплейсы активно содействуют правообладателям в целях защиты их прав. 
Мнение озвучено в рамках круглого стола «Защита владельцев брендов и производителей от контрафакта» в рамках выставки «Зооиндустрия-2025»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня

Хотите получать новости первым?

Подписывайтесь и читайте новости раньше всех!