Сергей Крыцын: «Мы развиваемся сами и не ищем инвестора»

Можно ли частным клиникам прожить без инвестора, какие направления медицинского бизнеса сейчас особенно актуальны, какие проблемы приходится решать игрокам рынка здравоохранения и что такое медицинский терроризм, «Новому проспекту» рассказал генеральный директор клиник «СМТ» Сергей Крыцын.

Сергей, планируют ли клиники «СМТ» в ближайшее время привлекать для развития инвестора?
— Нет, мы можем обходиться без внешнего инвестора, так как у нас выстроена устойчивая бизнес-модель. Она позволяет финансировать программы развития за счет собственных ресурсов и реинвестирования прибыли.
Какие планы развития у компании?
— Мы планируем глобальную реновацию поликлинического комплекса на Московском проспекте в Петербурге. По сути, речь идет про ремонт, который предполагает также обновление материально-технической базы, закупку оборудования для диагностики и лечения. 
Ваши клиники включают многопрофильные медицинские центры. Какие направления вы планируете развивать в первую очередь?
— У нас активно развивается бариатрическое направление — это малоинвазивные операции на органах желудочно-кишечного тракта. Люди их делают в первую очередь для снижения веса. Это действительно популярное направление, которое помогает пациентам не только похудеть, но и снизить проявления сахарного диабета второго типа. Отмечу, что во многих странах это заболевание лечится именно такими операциями. В результате у пациентов снижаются вес и уровень сахара в крови, улучшается обмен веществ.
Сейчас многие люди худеют с помощью препаратов на основе семаглутида (аналоги «Оземпика»). Может ли такой вид лечения конкурировать с операциями, которые вы упомянули? 
— В какой-то степени. Но есть нюансы. Во-первых, препараты на основе семаглутида еще не изучены до конца. Пока нет исследований по поводу всех возможных побочных эффектов от их приема. Во-вторых, после приема аналогов «Оземпика» вес может вернуться, если не менять образ жизни. 
При бариатрических операциях такая возможность практически исключена. Хотя иногда случается, что организм может «обмануть» операцию, и тогда приходится делать ее повторно, после чего вес у человека гарантированно уже не вернется. То есть проблема решается окончательно и в большинстве случаев с первого раза. 
Жители каких городов и регионов приезжают к вам на бариатрические операции?
— Со всей России. Но в этом сегменте в Петербурге довольно большая конкуренция — многие клиники предлагают подобные услуги. Конкурировать удается только постоянно работая и улучшая наши компетенции. Также очень важно вести пациента и после операции: отследить, как у него прошла реабилитация. Этим мы тоже плотно занимаемся. 
Какие еще направления бизнеса вы развиваете?
— Большим спросом пользуются услуги в части отоларингологии, лор-хирургии. У нас работает большая команда специалистов, поэтому пациентов много. Сами операции проходят довольно быстро, а период восстановления после них небольшой. Как правило, уже на следующий день человек может идти домой. Лор-операции обычно показаны пациентам, которые годами страдают от хронических синуситов, фронтитов и других заболеваний. 
Также есть устойчивый спрос на услуги оперативной гинекологии: хирургическое лечение женского бесплодия, миом, эндометриоза преимущественно эндоскопическим путем с использованием уникальных лазерных технологий. Применение СО2-лазера помогает точно контролировать проникновение энергии и работать даже на полых органах и крупных сосудах. Это снижает влияние на женское здоровье и минимизирует риск возникновения спаек.
Также популярна диагностическая, операционная эндоскопия. Проводить такие исследования важно после 35 лет, потому что предраковые образования, например в кишечнике, прекрасно диагностируются и успешно удаляются. И проблема полностью уходит.
Также мы развиваем лучевую диагностику. Это одно из первых направлений, где мы начали использовать искусственный интеллект. Его применение позволяет уменьшить количество пропущенных заболеваний и ускоряет саму процедуру диагностики. На сегодня у нас есть УЗИ-аппараты с искусственным интеллектом, а также МРТ с ИИ. 
Эти услуги оказываются в рамках ОМС?
— К сожалению, нет. Но по программе ОМС у нас развивается лечение онкологических заболеваний. Кроме того, пациенты обращаются к нам и платно, если хотят сократить сроки ожидания лечения по ОМС. Особенно это касается онкозаболеваний кожи. В прошлом году в наших клиниках онкологические заболевания пролечили 936 пациентов. Еще 169 человек было прооперировано по ОМС. 
Как сегодня чувствует себя рынок частной медицины в Петербурге? 
— Ситуация довольно сложная, поскольку текущая ключевая ставка ЦБ не позволяет компаниям привлекать кредиты и развиваться. Поначалу из-за дорогих кредитов страдал крупный бизнес, теперь пришел черед среднего. 
Нас как участников рынка также тревожит так называемая медицинская инфляция — удорожание расходных материалов. Себестоимость услуг растет, но пропорционально повышать цены мы не можем, иначе потеряем пациентов.
На медицинском рынке, как и во многих других сферах, наблюдается дефицит кадров. Вы с этим столкнулись?
— Да, такая проблема есть, в первую очередь не хватает среднего медицинского персонала. Особенно остро стоит вопрос с медсестрами, имеющими специализацию, например, способных работать в операционных, перевязочных и так далее. 
Сейчас, к сожалению, сошлось несколько факторов, негативно влияющих на ситуацию в отрасли. Во-первых, увеличилось финансирование государственных медицинских организаций, и они смогли повысить зарплаты и переманить к себе специалистов среднего звена. Во-вторых, медсестер на рынке практически нет, потому что среднее специальное образование в целом сейчас непопулярно. Молодежь не особо идет учиться в медицинские колледжи. Кроме того, самой молодежи сейчас мало из-за демографической ямы. 
Как можно решить этот вопрос?
— Комплексно. Нужно повышать зарплаты, увеличивать соцпакеты, открывать собственные профессиональные образовательные учреждения. У нас уже действует Академия дополнительного профобразования им. Иноземцева. 
А с медицинским терроризмом сталкивались? 
— Да. Это ситуации, когда пациенты обращаются в суды по поводу низкого качества предоставленных медицинских услуг. У меня впечатление, что сейчас есть юристы, которые специализируются на этой теме и нацелены отсудить как можно больше денег у клиник, даже если они не виноваты. Но надо отдать должное судам: они обычно нейтрально относятся ко всем сторонам спорам и далеко не все иски удовлетворяют. 

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Клиники «СМТ» работают в Петербурге с 2016 года. В состав сети входят два крупных медцентра: на Московском пр., 22, и на пр. Римского-Корсакова, 87. Общая площадь зданий — 9,5 тыс. м2. Клиника на Московском работает как амбулаторно-поликлинический комплекс, здесь расположено 90 кабинетов. На Римского-Корсакова находятся поликлиника, отделение лучевой диагностики, операционные и стационар.
По данным сервиса «Контур.Фокус», в холдинг «СМТ» входят АО «Поликлинический комплекс» с выручкой 867 млн рублей и чистой прибылью 139 млн рублей за 2023 год, а также АО «Современные медицинские технологии» с выручкой 1,1 млрд и убытком 66 млн рублей за 2024 год. В холдинг также входит Академия медицинского образования им. Иноземцева.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Сергей Крыцын закончил ВМА, ИМИСП, а также Академию госслужбы. Служил в  ВС России. Позже стал  генеральным директором компании «Агроторг», которая управляла сетью магазинов «Пятерочка», также был директором по персоналу самой сети. Позже стал региональным директором по персоналу Х5 Ретейл. Сергей Крыцын — один из сооснователей сети «Клиники СМТ» и на сегодня ее генеральный директор. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня