Сергей Федоров: «Человек не должен заезжать в голые стены и спать на полу»

08 Октября 2025

Сергей Федоров, генеральный директор ГК VIMIS, рассказал в интервью «Новому проспекту», как за последние годы изменился мебельный рынок, почему индивидуальный подход к клиенту помогает масштабировать бизнес и какая мебель достойна попасть в серийное производство.

Как возникла идея мебельного бизнеса? Расскажите, как начиналась компания.

— Можно сказать, что корни VIMIS идут из советского времени, когда один из собственников компании являлся директором мебельного магазина в Ленинграде. В то время, когда магазины отделялись от государства и становились самостоятельными единицами, было принято решение развиваться в двух направлениях: мебель для премиальных клиентов и более доступная по цене мебель. Для дорогого сегмента у нас были налажены каналы доставки из Италии.

Вторым направлением была мебель более экономичного сегмента. В основном это были кухни из Белоруссии и Польши. Когда нарастили довольно большую клиентскую базу, то уже решили заняться выпуском собственной продукции. Это была серийная мебель для квартир: кухни, стенки, шкафы. Первые годы мы продавали продукцию через собственную розничную сеть, постепенно добавились и партнерские точки продаж. Со временем мы приобрели более производительное высококлассное немецкое оборудование с числовым программным управлением компании Homag, что позволило увеличить мощности почти в 10 раз и заключить договоры с крупнейшими гипермаркетами: «Максидомом», «К-Раута», Castorama.

В 2010-х всё больше сегментов стало уходить в онлайн, и продажа мебели тоже оказалась в их числе. Трафик в мебельных центрах сокращался, некоторые компании закрывались, целые залы торговых комплексов из мебельных постепенно превращались в магазины одежды.

Одновременно появилось много новых небольших производителей мебели, и начала расти конкуренция. Когда после 2014 года часть западных брендов гипермаркетов начала уходить из России, а рынок апартаментов, наоборот, начал расти, мы приняли решение сосредоточиться на b2b-сегменте и не прогадали.

С какими проблемами вы сталкивались на старте и как их решили?

— После организации собственного производства первым делом потребовалось провести большую работу по налаживанию каналов сбыта продукции. Мы организовали два отдела: оптовые и розничные продажи. И самое главное, помимо продаж через гипермаркеты, было необходимо найти партнеров в виде небольших мебельных магазинов, которые самостоятельно продавали бы нашу продукцию и централизованно у нас размещали заказы.

Параллельно решали кадровый вопрос, потому что для работы на новом высокоточном оборудовании нужны были именно специалисты, умеющие настраивать станки и контролировать выпуск качественной продукции. По сей день самые лучшие специалисты у нас взращиваются внутри компании, и мы очень этому рады.

Как изменился рынок с того момента? Что стало проще и какие появились новые проблемы?

— Количество мебельных производств увеличилось, конкуренция усилилась. Если сравнивать с временем, когда наш бизнес только создавался, то тогда можно было по пальцам пересчитать производителей, а сейчас их несколько десятков. Если говорить про саму мебель, то ее дизайн и конструктив стали гораздо сложнее.

Дополнительный нюанс современных реалий — это пусконаладка импортного европейского оборудования, увеличение сроков поставки запчастей. Некоторые станки производители уже вовсе не обслуживают из-за санкций, поэтому приходится постепенно переходить на альтернативных производителей оборудования, которое по всем свойствам не уступает европейским брендам.

Расскажите о сегодняшних сегментах и направлениях работы ГК VIMIS. Какие проекты вы реализовывали, какими больше всего гордитесь и почему?

— Основное направление работы VIMIS — это комплексная меблировка апарт-отелей и фитнес-клубов. Среди наших ключевых клиентов — компании VALO и Pioneer, RBI, Plaza Lotus Group, Formula City, ПСК и ФСК. В номерах, лобби и общественных пространствах таких комплексов апартаментов, как, например, Well, Putilov и Kirovsky Avenir, VALO или Artstudio M103 от RBI, можно наблюдать мебель нашего производства. Мы гордимся каждым объектом, везде была проведена огромная работа с дизайнерами, наши специалисты буквально пропустили каждый объект через себя, осмыслили, «прожили» его. Только в результате такой погруженной работы рождается пространство для комфортной жизни и творчества. Если говорить о фитнес-клубах, то это, безусловно, сети DDX и X-Fit. В разных регионах России оснащено мебелью более 120 клубов, и их число продолжает расти ежемесячно.

Сегодня львиная доля наших объектов расположена в Петербурге и Москве, но мы также активно работаем с регионами России. Сейчас ведем переговоры с заказчиками на юге России и в Сибири. В прошлые годы рынок апартаментов в двух столицах активно рос, но в 2024 году в Москве фактически запретили запуск новых апарт-отелей, и спрос снизился. А вот регионы, напротив, показывают отличную динамику, и у нас уже немало проектов в работе. Примерно 90% из них — апарт-отели, остальное — классические гостиницы и оздоровительные комплексы. За 2 года доля регионов в структуре заказов выросла с 10% до 30%.

Главное отличие в объемах рынка. Если в Петербурге велика доля апарт-комплексов номерным фондом свыше 1 тыс. номеров, то в регионах это в среднем 300–400 апартаментов на объекте. Поэтому, хотя по числу заказчиков регионы растут, заменить Москву и Петербург по объемам они пока не могут, но это временное явление.

Третье направление нашей работы — это реновация номерного фонда классических гостиниц. Сейчас мы участвуем в обновлении номерного фонда гостиницы «Москва» на площади Александра Невского, а ранее завершили реновацию номеров в отеле Hampton by Hilton Strogino в Москве.

Особенно актуальной реновация номерного фонда стала после 1 сентября 2025 года, когда каждый объект размещения обязан пройти государственную аккредитацию, чтобы иметь возможность размещаться в поисковых агрегаторах, а также подтвердить категорию звездности.

Сколько проектов в различных направлениях рынка (гостиницы, апарт-отели, фитнес-клубы) сегодня у вас в работе?

— На сегодняшний день у нас в работе порядка 10 объектов. Также мы ведем переговоры по сотрудничеству еще примерно с 20 объектами по всей России со сроком реализации до 2029 года.

Каковы особенности работы с корпоративными заказчиками? На что они обращают внимание в первую очередь и как совместить экономику с качеством?

— К каждому заказчику необходим индивидуальный подход. С кем-то из девелоперов мы работаем давно, реализовали с ними несколько успешных проектов, нас знают и нам доверяют. С кем-то, наоборот, работаем впервые и только налаживаем взаимодействие. Участвуем в тендерах, предлагаем собственные оптимизированные решения и дизайн-проекты.

Для корпоративных клиентов в работе важно несколько критериев. Первый — чтобы им быстро предоставляли информацию, то есть оперативный обмен в информационном поле, чтобы мы учитывали все их пожелания в дизайне мебели, подбирали материалы и фурнитуру, чтобы реализовать тот дизайн, который задумал их проектировщик. И второе — чтобы материалы и фурнитура были в оптимальном ценовом сегменте.

При этом важно, чтобы качество материалов отвечало требованиям заказчика, и при этом эксплуатационные характеристики мебели оставались на высоком уровне. То есть один и тот же проект, нарисованный на бумаге, можно реализовать разными способами. Можно применить дорогостоящие породы дерева, взять самую дорогую европейскую фурнитуру, долго ждать ее поставки в Россию. Проект получится красивым и дорогим, однако при этом мебель может не соответствовать техническим требованиям заказчика с точки зрения износостойкости.

Когда мы говорим об апарт-отелях или гостиницах, где речь идет о высокой проходимости и постоянной круглосуточной эксплуатации юнита, всем понятно, что это отличается от использования мебели в квартире, где проживает одна семья.

Как вы оцениваете мебельный рынок Санкт-Петербурга в целом? Он достаточно конкурентен? Есть ли потенциал для развития, и если да, то где вы видите свободные ниши?

— Мебельный рынок в Санкт-Петербурге на сегодняшний день достаточно стабильный, и потенциал для развития у него есть. Речь о сегменте доходных апарт-отелей. Собственник апартаментов, приобретающий недвижимость для пассивного дохода, понимает, что бессмысленно терять 3–4 месяца на отделку и меблировку. Поэтому девелоперы сразу предлагают к продаже готовые апартаменты, чтобы собственник мог сразу начинать сдавать юнит в аренду и получать доход.

И для нашей компании интересны именно такие проекты — сервисные апарт-отели с большим номерным фондом.

На рынке жилья такой вопрос не стоит. Есть застройщики, которые пытаются продавать квартиры с первичной меблировкой, я это называю меблировкой первой необходимости, но таких очень мало. Но эта ниша, она может развиваться дальше, особенно если на законодательном уровне, например, прописать, что квартиры застройщики обязаны сдавать с минимальным набором необходимой для жизни мебели: с кухней, шкафами, мебелью в гардеробной или в ванной комнате. То есть некие базовые мебельные позиции у человека должны быть просто потому, что, заезжая в квартиру, в первую очередь все его потребности должны быть удовлетворены. Человек не должен заезжать в голые стены, спать на матрасе на полу, разогревать еду на плитке, питаться в кафе, пока он накопит деньги на мебель. А так было бы очень удобно сразу, на этапе оформления сделки на покупку жилья, включать затраты на меблировку в стоимость рассрочки или ипотеки.

Для рынка массового жилья полная отделка и минимальная меблировка — это большое конкурентное преимущество.

Как на производство корпусной мебели влияют ключевая ставка ЦБ и колебания курсов валют?

— Для нас большого влияния нет, так как мы не работаем на кредитные деньги, а колебания курса удерживаем тем, что у нас достаточно большие запасы материалов и фурнитуры на складах. Наибольшее влияние изменение курса оказывает на мягкую мебель, где большую долю стоимости занимает ткань и поролон, а это всё, как правило, импортный материал. Но мы сейчас работаем над тем, чтобы максимально не зависеть от зарубежных коллег, и переходим на материалы отечественного производства. Доля импортных составляющих в современной линейке производства оценивается ниже 30%, в то время как еще 5–8 лет назад она составляла 80%.

Насколько важна творческая составляющая проектов? Как вы отбираете художников и дизайнеров? Они работают в штате или вы сотрудничаете с независимыми специалистами? Есть ли дефицит кадров в этой сфере?

— Творческая составляющая очень важна. У нас в штате есть дизайнеры, которые принимают участие совместно с конструкторами в работе над проектом. Также со стороны заказчика есть всегда дизайнер или архитектор, который ведет проект. Поэтому именно в таком тандеме у нас получаются такие замечательные результаты. И самое главное, часто бывает, что нарисованный на бумаге дизайн-проект нуждается в подробном обсуждении, как некоторые идеи воплотить в жизнь с технической точки зрения. И в этот момент наши сотрудники подключаются к процессу. К примеру, чтобы вживую увидеть и оценить какое-либо сопряжение, мы изготавливаем тестовые детали, соединяем их и оцениваем, как выглядит тот или иной узел. Смотрим и оцениваем, нравится ли нам самим, показываем его дизайнеру, он его либо утверждает, либо вносит коррективы. Иными словами, творческая составляющая в реализации любого проекта вообще всегда важна. Но и соблюдение определенных технических и технологических норм тоже имеет большое значение.

Как и где организовано производство вашей продукции? Планируется ли расширение?

— Мы работаем с заказчиками по всей России. Это и Петербург, и Москва, и Кавказ, и Сибирь. Но главное и единственное производство VIMIS расположено на Лапинском проспекте в Санкт-Петербурге и занимает площадь 17 тыс. м2. К 2027 году мы планируем установку новой производственной линии и увеличение выпуска мебели на треть.

Как вам удается поддерживать высокое качество исполнения проектов? Насколько остро стоит кадровая проблема в мебельной отрасли и как вам удается удерживать ценных сотрудников рабочих специальностей?

— Качество выпускаемой продукции нам удается поддерживать за счет двух составляющих. Первое — это, конечно же, наше оборудование — современное, высокоточное, промышленное, которое мы постоянно обновляем и улучшаем, регулярно обслуживаем. С 2023 года мы провели модернизацию нашего производства: обновили и дополнили свой производственный парк мощными европейскими станками. Благодаря качественному оборудованию нам удается отрабатывать технически сложные узлы и изделия гораздо быстрее наших конкурентов.

Вторая составляющая — это наше уникальное и внимательное отношение к каждому проекту, внимание к деталям и постоянная связь с заказчиком.

Что касается кадров, то мы обучаем их самостоятельно, так как практика показала, что высококлассного специалиста можно только вырастить. А вот найти готового специалиста на рынке труда сейчас крайне тяжело.

Какие тенденции в меблировке номеров апарт-отелей вы видите сегодня? Отличаются ли они от того, что было востребовано 10 лет назад?

— 10 лет назад рынок апартаментов находился совсем в другой точке развития. Если раньше основной акцент делался на функциональности, то сегодня к этому добавились требования в части дизайна, эргономики и уникальности концепции интерьеров номеров и общественных пространств в целом.

Современный гость, если мы говорим о классических сервисных апарт-отелях, ожидает, что номер будет не просто местом для ночевки, а пространством с продуманной атмосферой, где комфорт сочетается со стилем. Поэтому мебель стала более легкой, трансформируемой, позволяющей эффективно использовать каждый квадратный метр. Востребованы решения, которые помогают зонировать пространство: мобильные перегородки, модульные системы хранения, компактные кухни.

Усилилось внимание к экологичности материалов и качеству отделки. В отличие от стандартных гостиничных номеров десятилетней давности, апарт-отели сегодня всё чаще стремятся создавать ощущение второго дома, где мебель играет ключевую роль.

Ну и что касается самих апарт-отелей, полностью изменился набор коммерческой инфраструктуры: коворкинги, гастрономические пространства, кинотеатры, комнаты отдыха, супермаркеты, магазины одежды — человеку можно не покидать комплекс, это уникальный город в городе.

Как идет процесс импортозамещения в мебельной отрасли? Удается ли локализовать производство? Какие позиции пока не заняты отечественными производителями и могут быть ими освоены?

— Основной объем материалов для производства корпусной мебели отечественного производства. Доля импортных компонентов постепенно снижается. Наша цель — полностью уйти от зависимости от внешних поставок, минимизировать влияние валютных колебаний на цену конечного продукта и, как следствие, на стоимость недвижимости. Ну и плюс это поддержание нашего отечественного рынка закупок.

Мы целенаправленно поддерживаем российских производителей — от плитных материалов до светотехники. Плитные материалы мы закупаем на заводе Egger в Подмосковье. Мебельные ручки, которые ранее закупались в Италии, Китае и Австрии, сегодня поставляет уральская компания Valmaks. Их ассортимент и качество позволяют полностью заменить зарубежные аналоги. Светильники, включая эксклюзивные модели, мы производим у нас на заводе в Петербурге.

Из импортных позиций мы продолжаем закупать мебельные пленки, ткани, отдельные виды светильников и бытовую технику. Часть пленок поставляется из Китая, где за последние годы значительно выросли качество и уровень взаимодействия с российскими специалистами. Мы работаем с китайскими фабриками не только как покупатели, но и как эксперты: участвуем в разработке дизайнов, тестируем образцы, формируя конкурентный продукт.

Как выстраивается работа с девелоперами на ранних стадиях проектирования?

— Всё начинается с обсуждения проекта с дизайнером заказчика. Мы изготавливаем конструкторскую документацию и производим по ней пилотный образец. После монтажа долго и подробно обсуждаем его, если необходимо — вносим корректировки. И так пока не доведем пилотный образец до идеала. И только когда пилотный образец всем нравится, решения тиражируются на весь заказ.

Как вы видите развитие компании в ближайшие годы: новые продукты, рынки, стратегии?

— Региональное развитие прежде всего. Конечно, мы хотим участвовать и выигрывать тендеры по всей России. У нас для это всё есть: производственные мощности, налаженная логистика, качественные специалисты и, самое главное, намерение. Работаем в этом направлении. Также у нас очень скоро будет разработана и выпущена в продажу линейка розничной мебели. Она будет небольшая, но мы посмотрим, как ее лучше развивать, в какую сторону.

Как изменился рынок b2b-меблировки в целом? Что стало ключевым конкурентным преимуществом в условиях высокой конкуренции?

— Всегда говорю, что наша особенность состоит в том, что мы сопровождаем клиента на всём пути реализации проекта: обсуждение с дизайнерами, проработка оптимальных решений, подбор материалов, создание шоурума, предоставление гарантийного и постгарантийного обслуживания. Мы твердо убеждены: выигрывает тот, кто предоставляет максимальный комплекс услуг.

После окончания работ заказчик может к нам обратиться в любой момент, и мы всегда готовы помочь: отремонтировать, заменить, сделать дополнительный заказ для определенной категории апартаментов, помочь советом и грамотно направить к нужному специалисту.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня