Сергей Данильченко: «Гостиничный рынок выходит на пик текущего цикла»
Загрузка отелей растет, но динамика дохода на номер сокращается. Какие изменения произошли в первом полугодии 2024 года на гостиничном рынке России с точки зрения операционных показателей, рассказал Сергей Данильченко, сооснователь и руководитель компании Hotel Advisors.
Прирост показателей будет сокращаться
Практически все показатели гостиничного бизнеса в этом году растут, и рост этот эксперты отмечают фактически по всем городам России. ADR (средний тариф на номер) с начала года вырос в среднем по стране почти на 26%. Хотя на конец прошлого года эта цифра тоже была немаленькой и составляла почти 15%. Наиболее значительный прирост средней цены отмечен в Москве — почти 38%. На побережье Сочи и в Петербурге он гораздо ниже — около 12–13%.
Но важно обратить внимание на динамику прироста средней цены за 2023 и 2024 годы: постепенно она достигает некого пика. То есть мы выходим на определенное плато, после чего показатели прироста уже не увеличиваются.
Какие-то прогнозы делать довольно трудно. Но можно сказать, что сейчас складывается тренд на то, что к концу года прирост показателей будет сокращаться. Это не означает снижения абсолютных значений, замедляться будут именно темпы прироста. Отельерам важно это знать, чтобы оценить те показатели, которые они будут закладывать на следующие годы, не переоценить свои возможности и правильно понимать, куда движется рынок.
Загрузка будет расти медленнее
В первом полугодии 2024 года загрузка отелей была выше всего в Москве — 73%, в Петербурге и в Сочи — около 61%, на сочинском побережье — 53,5%.
Но опять же важно понимать динамику загрузки, чтобы видеть тенденцию. И если на конец прошлого года мы видели лишь один регион с отрицательными показателями прироста (в 2023 году на побережье Сочи загрузка снизилась почти на 5%), то сейчас количество таких регионов увеличивается: по итогам первого полугодия 2024 года их по стране уже шесть.
То есть, по сути, начинается некая обратная тенденция: где-то в январе-декабре прошлого года мы достигли потолка, и сейчас по многим регионам показатели снижаются, а значит значения загрузки гостиниц будут расти медленнее, а в каких-то регионах они уже становятся ниже, чем в предыдущем году.
При этом как раз побережье Сочи по приросту загрузки отелей в первом полугодии 2024 года вошло в топ-3 лидеров по стране, составив 10,8%, наряду с Московской областью (19,4%) и Москвой (10,9%). Петербург по динамике загрузки гостиниц оказался на 4-м месте (6,7%), горы Сочи — на 5-м (3,9%).
Важно также обратить внимание, что модели спроса по многим городам повторяются. Если брать значения загрузки по неделям, то и в Москве, и в Петербурге, и в Московской области, и в Калининграде и других городах они весьма похожи на значения предыдущего года. Это говорит об определенности, которую отельеры могут закладывать, прогнозируя будущие периоды.
Пик роста может быть пройден
Прирост RevPAR (среднего дохода на номер) в первом полугодии по всем городам России составил почти 35%. Это довольно хороший результат. Напомню, что по окончании года он был около 30%.
В лидерах остается Москва с приростом RevPAR почти на 53%. Московская область и Калининград, входящие в топ-3, отстают от Москвы с показателями 38,6% и 32% соответственно. У Петербурга прирост RevPAR составляет в первом полугодии 20,5%, у побережья Сочи — 20%, у сочинских гор — 29,4%.
И здесь, конечно, важно не забывать про инфляцию. То есть мы можем сейчас расти, можем быть лучше предыдущих лет, но у нас есть факторы, в частности инфляция, которые обесценивают заработанную выручку.
И что еще важно относительно RevPAR: в январе 2024 года был виден пик его прироста, а дальше показатели постепенно начинают снижаться. И если этот тренд продолжится, то к концу года мы увидим снижение.
То есть инфляция будет опережать темпы прироста RevPAR. Это, соответственно, будет сказываться и на тарифной политике отелей, и на результатах загрузки.
Поэтому еще раз обращу внимание: не нужно закладывать на будущее таких же больших приростов, как это было у некоторых отелей в текущем году, тем более что у ряда отелей уже сейчас были некоторые разочарования относительно своих результатов, потому что они в прошлом году запланировали 40–50% прироста, которого не случилось.
Тенденции будущего
Как итог отмечу несколько трендов, которые мы видим. В текущем году мы ожидаем продолжения роста показателей ряда регионов, но более низкими темпами, чем это было в 2023-м и начале 2024 года. Вообще, 2024 год может стать пиком текущего цикла.
Модели спроса повторяются, и их можно закладывать в прогнозные модели будущего года.
Рост среднего тарифа на номер в некоторых сегментах может повлечь более существенное снижение загрузки и смещение спроса, а рост спроса в ряде локаций может затормозиться или даже пойти на спад.
Продолжится перераспределение спроса между городами и регионами в зависимости от роста цены.
По материалам онлайн-вебинара Hotel Advisors «Аналитика гостиничного рынка: новое время»