Сергей Ануфриев: «В рекламе клиник букет психологических манипуляций, но нет главного — статистики о качестве медпомощи»
Фото: Екатерина Якель / Коммерсантъ
Психолог проекта MedArt.pro Сергей Ануфриев рассказал «Новому проспекту», почему пациенту сложно оценить уровень медпомощи в частных клиниках, где стоит лечиться и как выбрать хорошего врача.
Где лечиться и как выбрать клинику и врача? Этот вопрос только на первый взгляд кажется простым. Как же определить то самое качество медицинской помощи, как понять, что доктору можно доверять?
Особенно это важно, когда необходимо выбирать роддом, клинику для лечения бесплодия, онкологического заболевания, для хирургической операции, в том числе пластической, а также косметологических услуг.
В этих сферах крутятся очень большие деньги, много частных клиник и, соответственно, много рекламы, подчас бездарной и примитивной. Ее цель одна — заманить вас в конкретную клинику или к конкретному врачу на платные процедуры. В рекламных кампаниях мы видим целый букет психологических манипуляций — от неуемного и ничем не подкрепленного расхваливания своего профессионализма и уровня сервиса до предъявления призов зрительских симпатий и звездных пациентов. Но в такой рекламе вы не увидите главного — фактов и данных статистики, которые свидетельствуют о качестве медицинской помощи.
В определенной степени частные клиники считают потенциальных пациентов, по меткому выражению гуру рекламы Дэвида Огилви, «идиотами, которым можно скормить примитивное восхваление себя».
Я смог в этом убедиться, будучи модератором на II Петербургском экспертном форуме по медицинскому и оздоровительному туризму в рамках XII Петербургского международного форума здоровья.
Выходили для доклада представители ведущих частных клиник России и страны, таких как «Мать и дитя Санкт-Петербург», «МD Group Лахта», «Источник», и освещали исключительно уникальность своих услуг, не приводя никаких фактов, цифр, статистики по качеству медицинской помощи, которую можно было бы презентовать для привлечения пациентов в наш город.
И на мои вопросы, а где статистические данные по работе репродуктологов, чтобы мы могли оценить эффективность ЭКО (частота завершения беременности в зависимости от вида процедуры, срока и числа плодов, рождение ребенка, осложнения, потребовавшие госпитализации и пр.) по каждому врачу и по клинике в целом? Где статистика по родовспоможению (например, число родов, осложненных кровотечением, частота родового травматизма и др.)? Ответа аудитория не дождалась.
Если мы зайдем на сайт Российской ассоциации репродукции человека, то найдем там отчет о показателях деятельности клиник ЭКО всей России лишь за 2022 год. Правда, там не написано, что отчеты этих клиник проверены на достоверность независимым аудитом. В опубликованном на сайте отчете нет данных в разрезе деятельности каждой клиники ЭКО, каждого врача-репродуктолога, работающего в стране.
Что скрывать, если всё благополучно в части качества медицинской помощи? Для чего тогда нужна ассоциация, которая боится опубликовать медико-статистические сведения о своих членах? Ведь задача любой ассоциации — это борьба за чистоту своих рядов, гарантия для потребителя, что клиники или врачи, члены ассоциации, оказывают качественную медицинскую помощь.
Но вернемся к сессии по медицинскому туризму. В конце дискуссии выяснилось, что даже Агентство по медицинском туризму, работающее при поддержке правительства Петербурга, не имеет статистических данных по клиникам, так как не все частные клиники заполняют и сдают обязательную государственную статистическую отчетность.
Сейчас при выборе клиники в нашем арсенале есть лишь мнение знакомых, друзей, отзывы других пациентов на многочисленных агрегаторах. Но им нельзя слепо доверять, ведь мы знаем, что при определенном бюджете можно сформировать пул хвалебных отзывов. Кроме того, медицинская помощь требует всё же специальных знаний и опыта, поэтому оценить более-менее объективно пациент может лишь внешний вид и коммуникацию врача. А вот качество медицинской помощи — вряд ли. Ведь даже успешный исход того или иного лечения или родовспоможения не означает, что и в дальнейшем не возникнет проблем и осложнений из-за некачественной медицинской помощи.
Давайте посмотрим, как в передовых зарубежных и российских клиниках решают вопрос доказательства качества своей работы и на что надо обращать внимание пациентам при выборе врача или клиники.
Во-первых, клиники проходят сертификацию своей медицинской деятельности по общепринятым международным системам качества, таким как ISO, JCI и др. Рекомендуется посмотреть, есть ли сертификат на сайте клиники, или запросить его в регистратуре. Обычно такого рода документы представлены в разделе юридической информации.
Во-вторых, клиники, соблюдающие стандарты качества, публикуют в открытом доступе на своем сайте результаты независимого аудита своей работы (независимой оценки качества), включая не только медико-статистические данные, но количество жалоб, судебных исков, компенсационных выплат. Эти данные вы всегда можете запросить у главного врача клиники. И если вам их не предоставят, это уже повод задуматься о лечении в этом месте.
В-третьих, врачебные медицинские ассоциации проводят регулярные процедуры аккредитации своих членов, включая анализ их деятельности. Тем самым через механизм страхования профессиональной ответственности ассоциации гарантируют качество медицинской помощи. Граждане могут уточнить, входит ли частная клиника в саморегулируемую организацию и ознакомиться с результатами ее аудита.
В-четвертых, страховые компании, оплачивающие в подавляющем большинстве случаев медицинскую помощь застрахованным гражданам, строго следят за соблюдением стандартов и клинических рекомендаций в клиниках, отбирая лучшие из них. Пациенты всегда могут уточнить у страховых медицинских организаций (как ОМС, так и ДМС) показатели качества той клиники, где собираются лечиться.
В итоге пациент имеет отрытую и достоверную информацию о качестве медицинской помощи по каждой клинике и врачу. Если и мы хотим, чтобы наши частные клиники приняли участие в реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», им срочно надо улучшать свой менеджмент, привлекать профессиональных управленцев, маркетологов, реализовывать программы независимого аудита качества медицинской помощи и создавать реально работающие саморегулируемые организации, а не фантомные медицинские ассоциации. От этого выиграет не только сама клиника, но и пациент.