С января в России открылось 20 фуд-холлов, до конца года ожидается еще 18 новых открытий
По данным NF Group, на начало августа 2024 года в России функционирует 137 фуд-холлов общей площадью более 370 тыс. кв. м. Основная часть этих площадей сосредоточена в Московском регионе, на который приходится 56% от общего объема.
За первые семь месяцев текущего года в стране было открыто 20 новых фуд-холлов, суммарная площадь которых составила 21 тыс. кв. м. Из них шесть открылись в Москве, три – в Санкт-Петербурге, и 11 – в регионах. До конца года ожидается запуск еще 18 новых проектов, благодаря чему 2024 год потенциально может стать рекордным по количеству открытий в этом сегменте.
Формат фуд-холлов сформировался в России в современном понимании в 2014 году с открытием первого проекта в Москве. За 10 лет количество гастрономических объектов превысило 100, и, по данным NF Group, на начало августа 2024 года в России представлено уже столько же фуд-холлов, сколько и во всей Европе. Основные тренды в создании гастрономических пространств в России – разнообразие выбора кухонь и блюд, высокое качество еды, поддержка локальных и уникальных гастрономических концепций, а также развитие фуд-холлов как мест для отдыха и живого общения – соответствуют европейской практике. Однако количество планируемых и строящихся фуд-холлов в России значительно превышает европейские показатели, что связано с начальной стадией развития этого рынка, особенно в регионах. В среднесрочной перспективе российский рынок может обогнать Европу по количеству подобных объектов.
По данным NF Group, на начало августа 2024 года в России работает 137 фуд-холлов общей площадью более 370 тыс. кв. м. Основной объем площадей представлен в Московском регионе (67 объектов на 208 тыс. кв. м), в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует 17 объектов на 55 тыс. кв. м, на остальные регионы приходятся оставшиеся 53 объекта на 107 тыс. кв. м.
За семь месяцев в стране открылось 20 фуд-холлов общей площадью 21 тыс. кв. м, из них – шесть в Москве, три в Санкт-Петербурге и 11 – в регионах. До конца года ожидается открытие еще 18 новых проектов, в случае их запуска 2024 год потенциально может стать рекордным по количеству открытий в этом сегменте.
Открывшиеся с начала 2024 года проекты – это фуд-холлы площадью от 200 до 2 500 кв. м, что несколько меньше среднего размера объектов на российском рынке, который составляет 2 700 кв. м. Более половины новых фуд-холлов (55%) размещены на территории торговых центров.
Несмотря на появление новых гастропространств в торговых центрах, фуд-холлы не вытесняют фудкорты. Это разные форматы, предназначенные для разных целевых аудиторий, которые могут успешно сосуществовать в рамках одного торгового центра, однако должны располагаться в разных частях объекта или на разных этажах. Фуд-холлы ориентированы на людей в возрасте от 25 до 40 лет с доходами выше среднего, в том числе на туристов, сотрудников близлежайших бизнес-центров и активную молодежь. Поэтому фуд-холлы появляются именно в тех торговых центрах, где есть соответствующая аудитория.
В Москве и Московской области в настоящее время работает 67 фуд-холлов общей площадью 208 тыс. кв. м. С начала 2024 года в Московском регионе запустили 6 проектов общей площадью 4,5 тыс. кв. м. Среди них − три гастрокластера в торговых центрах «Место встречи»: «София», «Киргизия», «Орион»; а также «TI Балкон» в ТЦ «Авиапарк», «Космопорт» в ТЦ «№1». Самое крупное среди новых фуд-холлов гастропространство открылось в МФК «Technopark Plaza» - Kitchen Garden. До конца года в Москве анонсировано открытие еще 12 фуд-холлов, 76% из них будут представлены в торговых центрах.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области работает 17 фуд-холлов общей площадью 55 тыс. кв. м. С начала 2024 года открылось три новых проекта общей площадью 2,8 тыс. кв. м: BackYard в составе апарт-отеля, «ГастроПарк» в торговом центре в Мурино и самый маленький объект в составе ЖК «Смольный проспект» − «Смольный НЕрынок».
В регионах России (за исключением Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) действует 53 фуд-холла на 107 тыс. кв. м. Из них с начала года открылось 11 фуд-холлов общей площадью 14 тыс. кв. м. В Красноярске, Перми и Томске фуд-холлы появились впервые, расширив географию присутствия гастрономических
Рынок фуд-холлов в России находится на этапе активного роста, однако по мере усиления конкуренции и насыщения рынка, наряду с открытием новых объектов, фиксируются и случаи закрытия проектов. За десять лет развития этого сегмента в стране было закрыто 23 фуд-холла: 21 в Москве, один в Санкт-Петербурге и один в Сургуте.
На конец 2023 г. в действующих фуд-холлах России было представлено около 2 000 корнеров, среди которых лидировали концепции паназиатской кухни (22%), кофе и десерты (16%), а также европейская кухня (14%). С начала 2024 года в новых объектах состоялось и анонсировано открытие еще более 150 различных заведений. Структура новых корнеров почти полностью соответствует среднерыночной. Можно отметить высокий процент открытий в сегменте русской кухни (8%), а также среди десертных и кофейных корнеров (20%).
Фуд-холл (он же фуд-молл, гастромаркет, фуд-пространство или фуд-спейс, фуд-парк) – гастрономическая площадка с набором уникальных концепций общепита. В отличие от фуд-кортов, где люди обычно перекусывают и отдыхают во время шопинга, фуд-холлы – это место притяжения, сюда приходят специально, чтобы попробовать новые блюда и пообщаться с друзьями. Посетитель фуд-холла, как правило получает возможность попробовать разные кухни мира в одном месте, при этом средний чек ниже, чем в ресторане. Наличие событийных площадок с разными мероприятиями в ряде проектов делает их полноценным форматом развлечений.