— Наш персонал, который работает на точках, делится на две большие группы. Это трудовые мигранты из соседних стран и наша молодежь — студенты или будущие студенты. И работа с ними строится по-разному, поскольку их мотивируют разные стимулы. С трудовыми мигрантами из соседних стран сейчас становится всё сложнее работать, и мы пытаемся замещать их представителями других стран, например Индии, некоторых африканских стран: стараемся помогать им с оформлением патентов, помогаем влиться в новую культуру, в новую среду.
Что касается нашей молодежи, то их мотивирует прозрачный карьерный путь. Например, они понимают, что если ты стараешься, если тебе небезразлично то, что происходит в кафе, тебе нравится общаться с гостями, то ты довольно быстро из официанта станешь менеджером смены, потом менеджером кафе, директором с естественным повышением уровня дохода и уровня жизни. Это всё происходит у них на глазах: мы растим кадры снизу вверх, и это их мотивирует. Кроме того, им важно находиться в социуме, быть, что называется, среди своих. А поскольку они проводят в кафе очень много времени, то фактически проживают там свою жизнь: дружат, общаются, смеются, ссорятся, мирятся, влюбляются, женятся. И это тоже позволяет их удержать.
А вообще мы очень много внимания уделяем признанию заслуг: выделяем лучших сотрудников, хвалим их, печатаем о них статьи в нашем внутреннем телеграм-канале, награждаем и всячески поощряем. Это создает внутреннюю атмосферу большой семьи, большой организации, которая тебя ценит. То есть, помимо финансовой, для нас очень важна нефинансовая мотивация.