Рынок стрит-ретейла на ключевых торговых коридорах Петербурга находится в фазе стабилизации

15 Октября 2025

По итогам трех кварталов 2025 года уровень вакантности на шести ключевых торговых улицах Петерурга зафиксировался на отметке 6,2% (+0,7%). Количество открытий новых магазинов, кафе и ресторанов с начала этого года в 1,5 раза меньше, чем закрытий.

По данным Nikoliers, с начала 2025 г. количество закрытий в стрит-ретейле на шести ключевых торговых коридорах (Большой проспект П.С., Старо-Невский проспект, Большая Конюшенная, Невский проспект, ул. Большая Морская и ул. Рубинштейна) превышает количество открытий на 48%: 68% против 46%. Из них 30% — это общественное питание.

Несмотря на то, что главные гастрономические улицы Петербурга развиваются преимущественно в центральных районах города (Центральный, Петроградский, Адмиралтейский), они находятся в отдалении от основного туристического потока. Последнее время здесь всё чаще запускаются кафе и рестораны, по сравнению с ключевыми торговыми коридорами. Такая тенденция обусловлена «камерностью» подобных локаций и финансовыми факторами: рост затрат на ремонт, дизайн, оборудование, продуктовые закупки, а также дорогая стоимость аренды в топовых локациях ключевых улиц. В среднесрочной перспективе в Петербурге будут формироваться новые и укрепляться существующие торговые коридоры, расположенные не на прямых туристических потоках. 

По данным Nikoliers, рынок стрит-ретейла шести ключевых торговых коридоров Петербурга находится в фазе стабилизации после активного роста 2023–2024 годов: средний уровень вакантности вырос на 0,7% за III кв. 2025 года и составил 6,2%. Умеренное увеличение этого показателя и корректировка ставок связаны с поиском баланса между спросом и платежеспособностью ритейлеров. В течение года уровень вакантности сохранится в диапазоне 5,5-6,5%. 

«По итогам 9 месяцев 2025 года количество открытий новых магазинов, кафе и ресторанов более чем в 1,5 раза меньше показателя открытий за аналогичный период 2024 года, а основная волна запусков связана с туристическим сезоном в Петербурге. Несмотря на консервативную экономическую политику, ритейлеры продолжают искать возможности для запуска новых проектов и роста существующего бизнеса. В некоторых случаях это означает переезд на соседние, более коммерчески комфортные, торговые коридоры. Для собственников такая тенденция служит сигналом к гибкости в условиях аренды, а для города обещает развитие новых гастрономических и fashion-локаций вне привычных торговых улиц», – прокомментировала Юлия Кузнецова, директор департамента торговой недвижимости Nikoliers.

На улицах Петербурга с меньшим туристическим трафиком чаще открываются рестораны с уникальными концепциями, ориентированными на лояльную аудиторию. В таких условиях популярность обеспечивается известностью ресторанной группы и шеф-поваров проекта, эксклюзивным опытом и формированием устойчивой клиентской базы, что компенсирует меньшую проходимость в локации. К примеру, в III кв. 2025 года в районах, где расположены популярные ресторанные и барные улицы Петербурга, были открыты «Перемена», Smoke BBQ, Ava Bistro, Lotus Bistro и др. 

Отметим, что на пяти ключевых торговых коридорах (Большая Конюшенная ул., Большой проспект П.С., Невский проспект, Рубинштейна ул., Старо-Невский проспект) 37% заведений общественного питания работают более семи лет. Среди форматов заведений «долгожителей» преобладают рестораны (37%), далее следуют кафе (32%), бары (17%) и пекарни-кондитерские (14%).  Лидером по количеству таких операторов является ул. Большая Конюшенная, где их доля превышает половину от всех действующих кафе и ресторанов. В то же время, наибольшая ротация отмечена на Старо-Невском проспекте, где с III кв. 2018 г. сменилось почти 80% заведений. 

Кафе и рестораны продолжают оставаться основными резидентами на ключевых торговых коридорах Петербурга, составляя более трети всех арендаторов (320 шт.). С начала 2025 года на шести улицах в центре города (Большой проспект П.С., Старо-Невский проспект, Большая Конюшенная, Невский проспект, ул. Большая Морская и ул. Рубинштейна) открыто 14 заведений общественного питания. Отметим, что в период 2022 – III кв. 2025 года сегмент «общественное питание» лидирует по количеству открытий (113 шт.). Однако с 2024 года сохраняется тенденция к превышению количества запусков магазинов fashion-профиля: 42 против 51 соответственно. По прогнозам Nikoliers, эти сегменты сохранят лидерство по количеству открытий и занятых блоков до конца года.

Также с начала 2025 года на ключевых торговых коридорах открылось два супермаркета и теперь их количество достигло 20. Из них 40% (8 шт.) — федеральные сети («Магнит», «Пятерочка», «ВкусВилл», «Дикси»), чья доля в общем числе супермаркетов в стрит-ритейле центральных районов с начала 2024 года выросла с 33% до 40%. За последнее время новые малые форматы крупных сетевых ритейлеров позволяют занимать те помещения, которые ранее не отвечали техническим характеристикам более крупных магазинов, в том числе — в стрит-ритейле исторического центра Петербурга. Поэтому в будущем мы ожидаем постепенное усиление конкуренции между федеральными FMCG-ритейлерами и локальными мини-маркетами.

На открытия иных категорий (магазины сувениров, сладостей, косметики и др.) в этом году приходится 1/3 арендаторов. При этом общее количество открытий за I-III кв. 2025 года на 40% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня