Рост цены или загрузки? Отельеры идут по краю

Показатели гостиничного рынка России растут, но рост этот не бесконечен: эксперты считают, что отечественный гостиничный рынок уже выходит на плато. В отдельных городах, например в Петербурге, к концу этого года главные показатели рынка будут мало отличаться от прошлогодних, то есть рост фактически прекратится. Как работают сегодня гостиницы Москвы, Петербурга и Сочи и чем озабочены отельеры, узнал «Новый проспект».

Гостиничный рынок России рос в 2023 году и продолжает расти в 2024 году. Но, как утверждают эксперты, этот рост обусловлен прежде всего повышением цен. «При этом загрузка отелей растет медленнее, и темп этого прироста снижается», — подчеркивает Яков Адамов, экс-отельер, эксперт рынка.
Отсюда возникает вопрос: когда цена начнет так сильно влиять на спрос, что он станет снижаться? «Если говорить о прогнозе на конец года, я думаю, что ADR (средняя цена за номер) продолжит расти, но медленнее, чем раньше, а загрузка, скорее всего, начнет несколько снижаться. И хотя от города к городу будет разная ситуация, в целом по стране, я думаю, она будет немного хуже, чем в прошлом году: если на конец 2023 года ADR составил 15%, то в этом может быть в районе 10–12%», — считает Яков Адамов.
Именно такой прогноз эксперт рекомендует закладывать отельерам в бюджет и в планы на следующий год, ведь инфляция всё еще растет, и операционная стоимость обслуживания бизнеса тоже.
«А загрузка при этом у качественных отелей высокая, а в некоторых местах фактически предельная: средняя загрузка может приближаться к 90%. При этом она неравномерная в течение года. Я бы концентрировался на более медленном росте», — рекомендует эксперт.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

Об общих тенденциях отельного рынка России, которые сложились в первом полугодии 2024 года, можно прочитать в колонке сооснователя и руководителя компании Hotel Advisors, создателя первого отечественного инструмента аналитики Сергея Данильченко «Гостиничный рынок выходит на пик текущего цикла»

Москва чувствует себя уверенно

Но пока аналитики наблюдают рост ADR, иногда крайне серьезный. В Москве, например, в первой половине года он составил 38%. «Это один из самых высоких показателей в целом по рынку. Причем, как мы видим, с начала 2022 года он продолжает расти», — говорит Радик Салахутдинов, менеджер по развитию бизнеса компании Hotel Advisors в Москве, Московской области, Казани, Калуге и Астрахани.
В абсолютных показателях средний тариф за номер в Москве составил в первом полугодии 2024 года 9,1 тыс. рублей. Эксперт обращает внимание, что в этом году московские отели уже в июне пришли к тем пиковым значениям по ADR, которые были у них в конце года. Причем в очень успешном для многих отелей месяце — декабре. Цена на номер растет во всех категориях отелей, но в лидерах — отели пять звезд, ADR которых вырос почти на 40%.
«Эти отели сумели перенастроить свой бизнес под гостей с Ближнего Востока и Китая», — объясняет Радик Салахутдинов. В целом же рост ADR гостиничного рынка Москвы находится в коридоре от 20% до 40%.
Загрузка отелей, как рассказывает эксперт, в первом полугодии тоже выросла почти на 11%. «И если во втором полугодии этот достаточно хороший темп сохранится, гостиницы смогут, как говорится, переплюнуть результаты прошлого года», — считает он. Драйвером роста загрузки опять же являются отели пять звезд, увеличившие ее на 15,6%.
RevPAR (средний доход на номер) вырос в Москве почти на 53%, существенный рост наблюдается и в абсолютных показателях — 6 643 рубля. По итогу прошлого года он составлял почти 5 тыс. рублей, то есть и здесь московский гостиничный рынок работает с плюсом почти в 30% к итогу прошлого года.
«Так что Москва достаточно уверенно себя чувствует. И отельеры, умеющие грамотно работать со спросом и с динамическим ценообразованием, зарабатывают больше», — заключает Радик Салахутдинов.

В Петербурге отмечается сокращение прироста

В Петербурге, как объясняет Нина Новикова, менеджер по развитию бизнеса компании Hotel Advisors, спрос традиционно повторяется из года в год, и ADR умеренно растет: «Значительный прирост приходится лишь на период лета, когда в Санкт-Петербурге проходит ПМЭФ».
Она отмечает, что рост ADR отелей Петербурга в первой половине 2024 года составил почти 13%. Но в Петербурге, в отличие от Москвы, наибольший прирост по показателю ADR пришелся на сегмент отелей три звезды — 15,8% (ADR отелей пять звезд составил 8,9%).
«В любом случае уже сейчас мы также можем обратить внимание на то, что ADR достиг пика декабря и теперь отмечается тренд на сокращение этого прироста. Кроме того, динамика ADR апарт-отелей и классического сегмента примерно схожа, а это значит, что апарт-отели по краткосрочным продажам потихонечку догоняют классические гостиницы категорий три-четыре звезды: мы видим, что объем продаж по «краткосроку» постепенно увеличивается», — говорит Нина Новикова.
Говоря о загрузке отелей за первое полугодие, эксперт обратила внимание, что рост в 2024 году к 2023-му был не такой существенный, как к 2022-му — 6,7% против 18,3%. Наибольший прирост по показателю загрузки был в сегменте отелей пять звезд — около 9%. «При этом в декабре загрузка достигла некоей стагнации, и прирост по загрузке имеет тренд на снижение, как это было и в показателе ADR».
Рост по показателю RevPAR петербургских гостиниц составил в первом полугодии 20,5%, в абсолютных показателях — 4 688 рублей. Наибольший рост наблюдался в сегменте отелей четыре звезды — 21,3%. «Но поскольку загрузка и средний тариф имеют тренд на снижение прироста, то и RevPAR имеет тот же тренд. Не будем называть его отрицательным, но с января прирост понемножку сокращается, и к концу года мы можем выйти на те же цифры, что были в прошлом году», — говорит Нина Новикова.
«По всем показателям мы видим сокращение темпов прироста именно в Петербурге. Мы наблюдаем, как растут туристические локации в других городах, и Петербург, может быть, начинает в чём-то отставать. Это не означает, что он теряет в абсолютных значениях, но к концу года или, возможно, в следующем году мы действительно уже будем подходить к значениям предыдущих лет. Второй момент касается апарт-отелей: конкуренция между ними и классическими отелями возрастает, а в высокий сезон они уже вступают в жесткую конкуренцию», — подводит итог Сергей Данильченко.

Рынок Сочи меняется

«ADR на побережье Сочи в первом полугодии 2024 года вырос на 8%, а горного кластера — на 25%, поскольку был горнолыжный сезон. В целом динамика ADR остается положительной в обоих кластерах с начала 2022 года», — рассказывает Дарья Немкова, менеджер по развитию бизнеса компании Hotel Advisors в Сочи.
Она обращает внимание, что уже сейчас видно формирование на побережье тренда на снижение прироста средней цены на номер. «А вот в горном кластере отмечается тренд на прирост средней цены. Вероятно, это связано с более высокими ожиданиями отельеров и на летние, и на зимние периоды».
Загрузка на побережье в первом полугодии 2024 года выросла на 11% к 2023 году, в горном кластере — на 4%. При этом на побережье она снизилась на 11% по отношению к 2022 году. «Все мы помним то постковидное время и начало СВО, когда многие туристы поехали в Сочи. Это и отражается на сегодняшних цифрах», — объясняет Дарья Немкова.
Сегодня, говорит она, на побережье наблюдается стабилизация прироста загрузки (показатели чуть выше значений предыдущего года), а в горном кластере, напротив, формируется тренд на снижение не только прироста, но и абсолютных значений загрузки, «что может быть вызвано высокими ожиданиями отельеров от тарифов на номер».
Средний доход на номер в первом полугодии вырос на 20% на побережье и на 30% — в горном кластере, что, как объясняет эксперт, фактически не отличается от RevPAR предыдущих лет.
«Рынок Сочи меняется с точки зрения качественного гостя. К счастью, к нам поехали гости с Ближнего Востока, и этот сегмент, безусловно, будет расти. Мы видим, что в Сочи стали приезжать не только семьи и пары, но и одиночные путешественники, причем с животными — и это тоже тенденция, которую нужно учитывать. Сочи стал хабом с точки зрения работающего аэропорта, и добавился такой сегмент, как транзитные гости из Дубая, которые путешествуют через аэропорт города Сочи: мы в этом сезоне уже приняли около 4 млн таких гостей, а всего ожидается порядка 17 млн. Соответственно, день до и день после поездки путешественники предпочитают остановиться в отеле — это отдельный растущий сегмент», — рассказывает Елена Заплетина, руководитель департамента управления гостиничной деятельности ГК «Мантера».
Она заключает, что главное сегодня для всех отельеров — следить за тем, чтобы уровень инфляции не превышал роста показателей, и капитализировать существующие тенденции.
По материалам онлайн-вебинара Hotel Advisors «Аналитика гостиничного рынка: новое время»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня