Россия наращивает экспорт аграрной продукции

16 Октября 2025

Российский аграрный экспорт активно растет последние годы за счет технологического обновления и расширения торговой географии. Это стало темой обсуждения на сессии «Аграрный экспорт России. Динамика и перспективы развития», прошедшей в рамках XXXIV Международной агропромышленной выставки «АГРОРУСЬ» в КВЦ «Экспофорум».

Организатором сессии выступил Федеральный центр развития экспорта продукции агропромышленного комплекса РФ.

Заместитель директора ФГБУ «Агроэкспорт» Виталий Нагалин представил актуальные данные о динамике отрасли и стратегические ориентиры до 2030 года. Так, за 5 лет экспорт продукции АПК из России вырос на 69%, достигнув более $43 млрд в 2024 году.

«Президентом РФ поставлена задача достичь $55,2 млрд экспорта в 2030 году. Мы должны обеспечить рост по всем основным продуктовым группам, укрепляя позиции России на глобальном продовольственном рынке», — подчеркнул Виталий Нагалин.

Крупнейшей статьей российского экспорта является торговля зерновыми и зернобобовыми культурами. В прошлом году она превысила 75 млн тонн на сумму $17,2 млрд. Наряду с этим значительную долю в структуре экспорта составляет масложировая продукция ($8,8 млрд) — Россия является крупнейшим поставщиком подсолнечного масла на международные рынки. Уверенно растут и поставки в другие страны рыбы и морепродуктов ($5,2 млрд), где в сегментах мороженой рыбы и крабов Россия также занимает лидирующие позиции в мире. Особое внимание эксперт уделил быстрорастущим направлениям: мясной продукции (здесь экспорт превысил $2 млрд) и готовых пищевых продуктов ($4,7 млрд).

Виталий Нагалин подчеркнул, что одна из ключевых задач «Агроэкспорта» — координация работы всех институтов, которые помогают развитию аграрного экспорта. Это государственные, финансовые, логистические и отраслевые организации. Такое взаимодействие востребовано: объединяя усилия разных структур, можно эффективнее помогать компаниям выходить на зарубежные рынки. В 2024 году специалисты центра обработали более 200 запросов российских компаний, касающихся начала экспортной деятельности, поиска рынков сбыта и разъяснений по мерам господдержки. «Агроэкспорт» активно поддерживает российские регионы: публикует региональные обзоры, экспортные каталоги (в том числе на иностранных языках), организует обучающие программы и выездные мероприятия с иностранными закупщиками, перечислил Виталий Нагалин.

Потенциал российского АПК и пути его реализации видны и международным партнерам. Так, Генеральный директор Российско-Китайского бизнес-парка Чэнь Чжиган отметил, что, несмотря на устоявшийся имидж России как экспортера нефти и газа, российские аграрные товары обладают высокой конкурентоспособностью. У страны высокое качество продуктов и есть большие земельные ресурсы, которые можно использовать более эффективно, пояснил он.

«Основные препятствия в реализации проектов в сфере сельского хозяйства связаны со сложностями в расчете их экономики и недостаточной автоматизацией. К примеру, в Китае активно используются беспилотные тракторы и беспилотники. Более интенсивное их внедрение позволит повысить конкурентоспособность продукции и снизить себестоимость, на которую в том числе влияет дефицит кадров», — полагает Чэнь Чжиган.

Другим важным направлением он назвал продвижение локальных товаров. В России много сильных брендов, но при этом их продукция недостаточно представлена в Китае, отметил Чэнь Чжиган. Для наращивания экспорта в КНДР необходимо организовать централизованную демонстрацию российской пищевой продукции для китайских делегаций, уверен Генеральный директор Российско-Китайского бизнес-парка.

О развитии экспорта готовой пищевой продукции рассказала PR-директор ООО «Европром» Яна Петыш.

«Европром» производит имитированную икру и рыбную кулинарию. Компания в 1997 году первой в стране начала выпускать имитированную икру, максимально похожую на натуральную, а также структурированную икру — уникальный продукт, сочетающий имитированные компоненты и натуральную икру. «Он сегодня существует только в России, аналогов в мире нет», — подчеркнула Яна Петыш.

Экспорт компании охватывает более 20 стран, среди которых Китай, ставший первым зарубежным направлением.

«Мы видим большой потенциал в развитии поставок продуктов глубокой переработки. Это более эффективный путь, ведь продавать готовую продукцию всегда выгоднее, чем сырье», — отметила представитель «Европрома».

По ее словам, для производителей инновационных пищевых продуктов важна информационная и организационная поддержка экспортной деятельности, особенно с учетом специфичности товаров, которые не всегда корректно классифицируются даже внутри страны.

Источник: Экспофорум

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня