Россия готовится легализовать внешнеторговые расчеты в криптовалюте
Минфин и Центробанк договорились легализовать расчеты в криптовалюте во внешней торговле, но происходить они будут под усиленным контролем, заявил министр финансов Антон Силуанов. В настоящий момент плата за импорт и вывод валюты из страны с использованием крипторынка разрешена только в рамках экспериментального правового режима под контролем Банка России.
Введение регулирования криптовалютных расчетов должно помочь «навести порядок в этом секторе», отметил Силуанов. По его словам, обеспечением такого порядка займутся Минфин, Росфинмониторинг и другие службы контроля.
В начале октября на форуме «Финополис» банкиры призвали учесть интересы миллионов российских криптоинвесторов. Руководители «Сбера» и Альфа-банка обратили внимание на то, что допуск к торгам криптовалютой могут получить только 40 тысяч участников рынка, тогда как реальных пользователей — миллионы.
В прошлом году, когда, например, китайские банки задерживали операции российских импортеров, некоторые бизнесмены признавались Бизнес ФМ, что им пришлось перейти для оплаты товаров на криптовалюту.
Насколько актуальны меры контроля крипты от Минфина и ЦБ во внешней торговле теперь? Комментирует президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:
Александр Шохин
президент Российского союза промышленников и предпринимателей
«Во-первых, законодатель легализовал использование криптовалюты в трансграничных расчетах, и те экспериментальные правовые режимы, которые предусмотрены законодательством, прежде всего касаются расчетов в рамках внешнеэкономической деятельности. Поэтому здесь Антон Силуанов не предлагал что-то новое, он зафиксировал факт, который уже оформлен законодательно. Видимо, речь идет о расширении соответствующей практики. Во-вторых, за три с половиной года санкционных ограничений, отключения SWIFT, попадания под санкции ведущих банков уже сформированы те или иные каналы платежей, в том числе оплата внешних экономических операций в национальной валюте, доля которых уже превысила 50%, плюс есть еще так называемый неттинг, то есть использование встречных поставок и платежей за них в качестве способов платежей. Кроме того, используются не только криптомеханизмы, они все-таки использовались, пусть даже в «серой» зоне находились до последнего времени, но есть и более легализованные конструкции: блокчейн-платформы, в частности такие, как USDT, USDC, и иные средства платежа, привязанные к реальным активам, то есть стейблкоины. Поэтому наши компании сейчас более-менее нормализовали систему платежей. Ну, кстати сказать, платежи в национальной валюте являются, так сказать, одним из факторов укрепления рубля. Спрос на рубли для оплаты трансграничных операций приводит к повышенному спросу на рубли и снижению спроса на доллары и иные токсичные, по словам того же Силуанова, валюты. Поэтому здесь, по всей видимости, речь идет скорее о том, чтобы весь спектр возможностей, которыми есть сейчас в соответствии с применимым правом, могли использоваться. И, кроме того, речь, наверное, идет и еще о механизмах контроля со стороны Росфинмониторинга и налоговой службы и так далее. И, видимо, правительство считает, что этот контроль достаточно уже налажен с тем, чтобы давать зеленый свет всем видам этих платежных операций».
Закон о возможности производить внешние расчеты в криптовалюте президент подписал год назад. В рамках экспериментальных правовых режимов могут изменяться или исключаться отдельные положения законодательства. В марте ЦБ направил правительству предложения о регулировании инвестиций в криптовалюты. В частности, предлагалось разрешить ограниченному кругу российских инвесторов покупать и продавать крипту.