Российские города стремительно умнеют
Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
Беспилотный транспорт — заметный, но далеко не единственный тренд в развитии проектов умных городов, причем как в России, так и во всем мире. «Новый проспект» изучил российский опыт внедрения интеллектуальных систем в городское управление и выяснил, что наша страна может дать фору признанным лидерам цифровизации.
Беспилотный транспорт — заметный, но далеко не единственный тренд в развитии проектов умных городов, причем как в России, так и во всем мире. «Новый проспект» изучил российский опыт внедрения интеллектуальных систем в городское управление и выяснил, что наша страна может дать фору признанным лидерам цифровизации.
Умный город — это особая градостроительная концепция, основанная на интеграции различных информационных и коммуникационных технологий, в том числе систем интернета вещей, искусственного интеллекта и даже метавселенных. Цель внедрения цифры в городскую жизнь проста, благородна и одновременно выгодна — улучшение качества жизни жителей, а также оптимизация всех систем и, как следствие, экономия при их использовании.
В мире
Этим летом большая часть новых кейсов, касающихся умных городов, была запущена в городах Азии (в Алма-Ате, Хошимине, Ухане и Шанхае), на Ближнем Востоке (в Дубае и Эль-Вакре), в Африке (в Виндхуке и Йоханнесбурге), а также в европейских Генте и Венеции.
Так, Ухань, ассоциирующийся у многих исключительно с Covid-19, теперь стал первым пилотным городом по оформлению цифровых водительских удостоверений. На текущий момент там выдано 250 млн электронных удостоверений и более 2,1 млн цифровых свидетельств о регистрации транспортных средств. По планам электронные водительские удостоверения будут внедрены по всей стране к концу года.
В Дубае запущена платформа обратной связи для сбора предложений по присвоению наименований дорогам и улицам. Теперь каждый желающий может внести предложение по наименованию улицы, выбрав одну из 34 категорий, включая местные традиции, искусство, флору и фауну. По мнению городских властей, инициатива будет способствовать вовлечению жителей в городское развитие и продвижению культуры Дубая среди туристов.
В бельгийском городе Генте запустили туристическое приложение с дополненной реальностью. С помощью этой технологии пользователи могут изучить, как город выглядел в Средневековье и другие исторические эпохи. В приложении доступна цифровая карта достопримечательностей, библиотека с маршрутами и интересными фактами о городе. В настоящий момент приложение работает на голландском, французском и английском языках.
Кроме того, растет число кейсов применения инновационных технологий оплаты общественного транспорта. К примеру, в алма-атинском метро запущен сервис оплаты проезда по биометрии FacePay. Бесконтактную систему оплаты проезда в общественном транспорте с использованием технологии NFC запустила Венеция.
В катарском городе Эль-Вакре «прикрутили» ИИ к мусору, внедрив интеллектуальную систему управления отходами. Она позволяет контролировать и оптимизировать маршруты операторов. Аналогичное решение по мониторингу состояния мусорных контейнеров уже тестируется в ряде российских городов, включая Нижний Новгород и Хабаровск.
В России
В России, где реализуется ряд нацпроектов, связанных с цифровизацией городов, наблюдается активное расширение использования ИИ, в том числе на региональном уровне. Например, в Московской области нейросети позволили выявить свыше 6 тыс. нарушений правил уличной торговли и прав потребителей с начала 2024 года. В Новосибирской области запущена система «Цифровой учет услуг», которая позволяет анализировать потребность населения в социальном обслуживании.
Однако самый последний тренд — рост интереса к умному транспорту. По этому направлению РФ идет ноздря в ноздрю с Сеулом, где проводятся испытания автономных автомобилей на дорогах общего пользования, и с Шанхаем, где начались испытания технологий третьего уровня автономного управления транспортом. Третий уровень автоматизации предполагает, что автопилот будет управлять транспортом в условиях идеальной дорожной разметки, но в случае нештатных ситуаций требуется подключение водителя.
Система навигации для автономного движения трамваев вкупе с автопилотированием ИИ активно внедряется в Санкт-Петербурге. Она работает без GPS-сигналов и использует гироскопы, одометрические датчики, обеспечивающие оценку передвижения трамваев, и карты рельсовой сети с точностью до 1–2 см. Решение повышает безопасность движения на 20–25%, обещают разработчики.
Легковые автомобили и грузовики с автопилотом разрабатывают такие компании, как «Яндекс», «Сберавтотех», «КамАЗ» и др. А в Калининградской области тестируется оплата проезда в «Ласточке» по геолокации. Теперь местным пассажирам не нужно покупать билеты в кассе, они могут оплатить проезд через приложение «ПроТранспорт+», используя bluetooth-метки на станциях. В будущем система будет объединена с системой оплаты в городском транспорте, также обещают в регионе.
Взгляд в будущее
В июне этого года Минстрой РФ обнародовал индекс «IQ городов», чтобы определить эффективность цифровизации, технологических решений и сервисов, которые внедряются в российских населенных пунктах. По итогам 2023 года лидерами по цифровизации в России стали Москва, Тюмень, Южно-Сахалинск и Чернушинский городской округ.
«Сегодня объем данных, которые генерируют крупные мегаполисы, измеряются терабайтами, а иногда и петабайтами в месяц. Это оказание муниципальных государственных услуг, обработка обращений граждан, обеспечение городской безопасности, эффективное планирование и управление городским хозяйством, интеллектуальные транспортные системы, управление системами образования и здравоохранения, городского хозяйства. В крупных городах это уже невозможно без цифровых технологий и искусственного интеллекта, — считает директор направления «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк. — Вручную обработать такой поток данных и принять по ним эффективные управленческие решения просто невозможно».
«С использованием ИИ индикаторы качества жизни повышаются на 10–30%, в среднем на 15–30 минут экономится время на поездки на городском транспорте, на 8–15% снижается заболеваемость, — привел конкретные примеры генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. — Уже сейчас 59 регионов РФ активно внедряют решения для умного города с использованием искусственного интеллекта, и, согласно нашей аналитике, одним из вероятных следующих этапов на период с 2025 по 2040 годы станет интеграция инфраструктурных решений в единый цифровой контур».