Робот вместо учителя. Зачем российским школам искусственный интеллект

Искусственный интеллект уже помогает школьникам делать домашнюю работу, а учителям — составлять план уроков и тесты. А на днях выпускница из Ленобласти применила на ЕГЭ умные очки и тут же была отправлена на пересдачу. Как далеко может зайти внедрение инноваций в образовательный процесс, разбирался «Новый проспект».

На днях в Ленобласти аннулировали результаты Единого государственного экзамена выпускницы, которая использовала для сдачи умные очки и потом рассказала об этом в социальных сетях. С помощью очков материалы экзамена просматривал другой человек, который диктовал экзаменуемой ответы через наушник. «Результаты экзамена аннулированы, пересдача в резервные дни не допускается», — сообщили в региональном комитете по образованию. Этот скандал заставил многих еще раз задуматься о вреде и пользе инноваций для образования.

Не секрет, что одна из наиболее известных нейросетей — бот ChatGPT, который появился в открытом доступе в конце 2022 года, — уже отлично знает школьную программу. Бот меньше чем за минуту может сформировать ответ на вопрос и написать сносное сочинение по литературе.

Как отмечают эксперты онлайн-школы «Фоксфорд», ChatGPT используют и учителя. По данным опросов, педагоги используют ИИ, чтобы находить учебный материал, придумывать темы для занятий и так далее. Как говорит эксперт по внедрению нейросетей и ИИ в бизнес и рекламу Елена Акжигитова, некоторые педагоги, особенно в продвинутых школах Москвы, Новосибирска, Казани, используют нейросети для создания тестов, а также адаптации материалов под ученика. «В вузах и колледжах преподаватели используют ИИ-помощников для быстрой проверки работ, а в некоторых случаях и для оценки эссе по шаблонам», — говорит Елена Акжигитова.

Учителя и ученики оценили пользу

Эксперты «Фоксфорда» отмечают ряд преимуществ искусственного интеллекта для образовательного процесса. Нейросеть, например, может создать образовательные программы, адаптированные под уровень знаний и потребности каждого ребенка. Также ИИ может написать дополнительные объяснения, если ребенок сталкивается с трудностями в понимании материала, и давать подсказки при выполнении заданий.

С помощью нейросетей даже можно практиковать диалоги на иностранном языке. При этом помощник на основе ИИ может исправлять ответы ребенка, выявлять и объяснять ошибки.

Кроме того, нейросети научились действительно быстро и эффективно искать информацию. «Они уже работают в чём-то лучше, чем Википедия и другие подобные порталы. Вообще, можно говорить о том, что Google и «Яндекс» постепенно начинают отмирать. Их заменят нейросети, которые очень быстро выдают пользователю нужную информацию в сжатом виде», — полагает Елена Акжигитова.

Она добавляет, что нейросети также помогают учиться детям с ограниченными возможностями. Например, ИИ может озвучивать тексты, упрощать сложные формулировки, переводить жесты в текст.

Вкалывают роботы, а не человек

Но у искусственного интеллекта есть и ряд недостатков. «Возникает проблема цифрового неравенства», — отмечает Елена Акжигитова. У школьников и студентов в крупных городах есть все современные технологии и педагоги, понимающие, как с ними работать. А во многих сельских школах до сих пор нет даже интернета, не говоря о более совершенных технологиях.

Также возникает вопрос, а честно ли использовать ИИ для подготовки материалов, по которым оценивают уровень знаний человека, не только на экзаменах, но даже для написания сочинений?

«У вузов значительно больше экспериментальной свободы. Они уже сейчас сталкиваются с необходимостью проверки работ на предмет генерации с помощью ИИ и разрабатывают соответствующие регламенты», — сообщил Павел Скрипниченко, руководитель по инновациям продуктовой группы «Толк» в «Контуре».

Он напомнил, что давно существует система проверки «Антиплагиат» с четкими правилами оформления заимствований. «А сейчас появляются регламенты работы с генерированным ИИ-контентом. Судя по всему, скоро будут установлены нормы: сколько ИИ-контента допустимо, как правильно его оформлять, нужно ли указывать модель и промпт», — комментирует Павел Скрипниченко.

Студенты, по его словам, применяют ИИ более осознанно, поскольку бо́льшую часть обучения провели без генеративных моделей, то есть успели поучиться сами. «А вот современные школьники, особенно 5–7 классов, воспринимают ИИ как органическую часть учебного процесса и активно делегируют ему задачи, при этом не развивая собственные навыки», — сетует эксперт.

Игра без правил

Пока в России нет единых правил и рекомендаций о том, как можно использовать нейросети в системе образования. Минпросвещения и Минобрнауки явных шагов к выстраиванию четких правил пока не предпринимают.

«В 2023 году Минпросвещения рекомендовало ограничить использование ИИ при выполнении домашних заданий. В прошлом году в нескольких регионах стартовал пилотный проект по обучению учителей цифровым навыкам. В 2025 году в концепции цифровой трансформации образования появился пункт об изучении ИИ в рамках информатики, но пока он необязательный», — перечисляет Елена Акжигитова.

В свою очередь некоторые учителя опасаются, что ИИ сможет их заменить. «Предубеждение по поводу нейросетей есть во всём мире. Например, в американских вузах растет спрос на «голубые тетради» — это такие тетрадки с голубой обложкой, в которых экзаменационные задания нужно выполнять от руки. Это говорит о возврате к старым практикам контроля», — Павел Скрипниченко.

Главная проблема — методологическая сложность интеграции ИИ в образование. Чтобы переработать все учебные материалы и внедрить ИИ-компетенции в программы, нужны глубокие знания и практический опыт, которых пока недостаточно, отмечает он.

«Скорость развития технологий не совпадает с скоростью обучения», — добавляет Павел Скрипниченко. По его словам, студенты, поступившие в вуз 4 года назад, учились по программам, в которых ИИ практически не упоминался. А выпускаются они в мир, где навыки работы с нейросетями уже критически важны. «Нужно создавать образовательные программы, актуальные на момент выпуска, а это крайне сложно при таких темпах изменений», — говорит эксперт.

Что касается школьников, то их нужно адаптировать к использованию ИИ. «Очень важно, чтобы они не просто переписывали домашнюю работу, а включали критическое мышление и анализировали, запоминали информацию», — говорит Елена Акжигитова.

Эксперт дает несколько рекомендаций родителям. В частности, она советует не запрещать ИИ, а изучать его вместе с ребенком. «ИИ в образовании — это не угроза, а новый этап. Вопрос лишь в том, кто и как научится с ним работать», — заключает Елена Акжигитова.

По мнению Павла Скрипниченко, вероятность более активного использования ИИ в образовательном процессе велика. Вопрос лишь в том, будут ли это эволюционные или революционные изменения.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Специалисты «Фоксфорда» составили рейтинг лучших нейросетей для учебы:

  • YandexGPT (нейросеть «Яндекса», работает на основе технологии ChatGPT),
  • Writefull (встраиваемая в текстовый редактор нейросеть, она проверяет текст на ошибки, помогает структурировать информацию),
  • MathGPT (для решения математических задач),
  • Tome (нейросеть для создания презентаций),
  • BlackBox (помогает при обучении программированию),
  • DeepL (онлайн-переводчик на основе ИИ).

Для обучения младшеклассников неплохо подходят «Алиса» и другие сервисы «Яндекса». Для обучения взрослых хороши ChatGPT и DeepSeek.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня