Рекламный оброк и как его избежать интернет-порталам
Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
Размещаемую в интернете рекламу обложили 3%-ным сбором. Закон об этом вступит в силу 1 апреля. Но у сетевых СМИ и даже корпоративных ресурсов есть возможность уклониться от его исполнения. С подробностями Павел Нетупский.
Доходы от рекламного налога не превысят 23 млрд рублей в год (то есть 0,06% федеральной казны). Декларируется, что они будут использоваться для поддержки отечественного IT-сектора – разработчиков программного обеспечения и информационных ресурсов.
Сетевой бюджет
Согласно принятому 11 декабря федеральному закону, сбор должен уплачиваться с выручки от всей размещаемой в сети рекламы, направленной на привлечение российского потребителя. Плательщиками признаются рекламораспространители (владельцы сайтов) и операторы рекламных систем, например «Яндекс.Директ». Если владельцем интернет-ресурса является иностранное лицо, удерживать 3% обязан российский рекламодатель.
Введение нового налога стало логичным развитием запущенной 2 года назад системы учета (маркировки) интернет-рекламы. Сегодня без специального токена (идентификатора) и внесения в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) не может размещаться ни один баннер, пресс-релиз или иной носитель (так называемый креатив). Нарушителям грозят штрафы («НП» писал об этом в статье «Принудительная рекламная токенизация»), а с 2025 года отечественные компании не смогут списывать в себестоимость расходы на размещение немаркированной рекламы.
По данным Роскомнадзора, за первую половину этого года в ЕРИР было зарегистрировано более 2 млрд креативов, а объем рекламных бюджетов превысил 381 млрд рублей. Таким образом, новый сбор принесет в казну примерно 22,9 млрд.
Эксперты критически оценивают вводимый «оброк». Так, по мнению советника Nextons Рузанны Ахобековой, обязательные отчисления будут взиматься неоднократно с распространения одной и той же рекламы – как из дохода агентов, так и рекламораспространителей. На двойную нагрузку нового сбора указывает и руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы Intellect Михаил Хохолков: «Очевидно, что офлайн-реклама (наружная, печатные СМИ, радио и телевидение) оказывается в более выгодном положении». А директор юридического департамента Европейской медиагруппы Дмитрий Григорьев напоминает про европейский опыт: «В Венгрии взимается налог на сверхдоходы от рекламы в интернете (от €65 млн). То есть его платят сверхигаганты, тогда как в России отсечки по сумме нет», – отмечает эксперт.
Кроме того, Минцифры намерено ужесточить контроль. Подготовленные ведомством поправки предписывают вносить информацию в ЕРИР данные всех участников цепочки: как рекламораспространителя, так и рекламодателя, агентства и других. Обязательным станет и геотаргетинг – учет «территории проживания (нахождения) потребителя».
При этом вопрос ответственности за игнорирование новых требований остается открытым. По мнению медиаюриста Светланы Кузевановой, в отсутствие специальной нормы на уклоняющихся от уплаты сбора могут налагать административные штрафы, установленные за нарушение законодательства о рекламе (для организаций – до полумиллиона рублей). Михаил Хохолков считает возможным применение предусмотренных Налоговым кодексом РФ санкций: «Но, возможно, до вступления в силу поправок примут специальные нормы».
ТАСС уполномочен не платить
В то же время закон предусматривает много льгот. От уплаты рекламных отчислений освобождаются сайты теле- и радиовещателей, информационные агентства, а также сетевые издания, получающие бюджетное финансирование (в том числе в форме субсидий) либо учрежденные государственными или муниципальными органами власти.
Таким образом владельцы сайтов, зарегистрировавшиеся в качестве информационных агентств или преобразовавшиеся в эту форму сетевые издания, могут на законных основаниях не платить новый сбор. Более того, такой статус всего за 8 тыс. рублей вправе получить корпоративные и другие интернет-ресурсы. «Действующее законодательство не ограничивает информационные агентства в формах и способах распространения их сообщений и материалов. Они вправе использовать любые возможные варианты, в том числе публиковать материалы на своих официальных сайтах, не зарегистрированных в качестве СМИ», – признает глава профильного управления Роскомнадзора Татьяна Денискина.
По мнению Светланы Кузевановой, регистрация сайта в качестве информационного агентства действительно позволит избежать уплаты сбора. Но юрист сомневается, что большинство сетевых изданий захотят перерегистрироваться, а не имеющие никакого отношения к масс-медиа компании – разбираться в специальном законодательстве. «Никаких препятствий для регистрации сайтов, в том числе корпоративных, в статусе информационных агентств нет. Владелец должен лишь их надлежащим образом атрибутировать (указывать выходные данные)», – подтверждает и Дмитрий Григорьев.
Связь без брака
Рекламный «оброк» похож на взимаемые с 2004 года отчисления операторов связи в резерв (фонд) универсального обслуживания. Эти средства предназначены для устранения цифрового неравенства – обеспечение доступа к услугами связи в отдаленных от цивилизации деревнях и иных пунктах с населением до 500 человек. Так, за счет этого фонда в течение многих лет устанавливались таксофоны, а в почтовых отделениях оборудовались пункты коллективного доступа в интернет. Но они не пользовались спросом: согласно официальному отчету, по каждому таксофону ежегодно говорили в среднем 10–11 минут, а трафик пункта доступа не превышал 55 Мбайт (за год!).
В 2023 году отчисления связистов превысили 14,6 млрд рублей, основным подрядчиком в реализации этих проектов было и остается ПАО «Ростелеком».
Несмотря на это, законодатели повысили отчисления в резерв универсального обслуживания с 1,2 до 2%. Дополнительные доходы, то есть не менее 12 млрд рублей, планируется направить тому же ПАО «Ростелеком» на строительство магистральных оптоволоконных линий связи. Такие меры глава Минцифры Максут Шадаев объяснил отсутствием в федеральной казне необходимых для этого средств.