Разные подходы для креативных индустрий

31 Октября 2025

Вузы Санкт-Петербурга демонстрируют разнообразие подходов к подготовке дизайнеров для креативных индустрий, где проектная деятельность становится главным мостом между академическим образованием и реальной жизнью. Это обсуждали в ходе круглого стола «Актуальные вопросы проектной деятельности в креативных индустриях», который прошел в Экспофоруме в рамках конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации». Мероприятие выявило как общие тренды, так и ключевые различия в стратегиях подготовки студентов.

Несмотря на все различия в подготовке специалистов, образовательные учреждения объединяет понимание, что классического академического образования уже недостаточно. Как следствие, проектная деятельность, ориентированная на реальные задачи, стала неотъемлемой частью учебного процесса. Цель — дать студентам не только теоретические знания, но и, практические навыки, понимание сроков, бюджета и требований заказчика.

Подход Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица к воспитанию профессионалов можно охарактеризовать как фундаментальный и ремесленный. Здесь делают ставку на глубокое погружение в материал и полный цикл создания объекта — от идеи до материального прототипа. В распоряжении студентов уникальные мастерские: кузнечные, керамические, столярные, мебельные, что позволяет создавать работы, не уступающие профессиональным.

«Можно сказать, что наше учебное заведение является инкубатором, который создает ростки для развития, закладывая фундамент, из которого потом и рождаются разные специалисты для креативных индустрий», — пояснил доцент и заместитель заведующего кафедрой промышленного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица Арсений Киселев.

Стоит отметить, что у академии тесная интеграция с промышленными партнерами. Более половины учебных заданий на кафедре промышленного дизайна — это реальные проекты для компаний, от «Спортмастера» до разработчиков агротехники.

Лаборатория дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» позиционирует себя как главный связующий элемент между вузом и внешним миром. Подход максимально прагматичен и ориентирован на выработку у студентов предпринимательских и управленческих навыков в дополнение к творческим.

«Успешный дизайнер — это сочетание креатива с предпринимательскими и управленческими навыками, в первую очередь проектного менеджмента. Это, по сути дела, и есть залог успеха», — утверждает Дмитрий Мельков, руководитель Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Из его слов следовало, что лаборатория активно привлекает реальных заказчиков, например «Газпром нефть», а формат работы варьируется от бесплатных проектов для повышения репутации до дорогостоящих контрактов.

В свою очередь, подход к обучению, используемый в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, строится на активном участии студентов в крупных профессиональных конкурсах, порой имеющих солидный призовой фонд. Это не только мощный финансовый стимул, но и возможность заявить о себе на федеральном уровне, общаясь с ведущими студиями и экспертами.

«По сути, участие в конкурсе — это целый курсовой проект, который ребята делают несколько месяцев. Ощущение соперничества сильно стимулирует их в проектировании», — говорит заведующий кафедрой информационных технологий и компьютерного дизайна СПбГИК, доктор культурологии Илья Елинер.

Впрочем, существует нюанс: жесткая интеграция конкурсных заданий в учебный план. Вуз сознательно не сдвигает академические сроки ради внешних проектов, чтобы не нарушать образовательный процесс, и предпочитает планировать участие в конкурсах заранее.

Центр юзабилити и смешанной реальности Национального исследовательского университета ИТМО предлагает глубоко научный и исследовательский подход. Студенты работают над сложными, долгосрочными (иногда сроки достигают 3–4 лет) проектами на стыке дизайна, программирования и других наук, создавая, например, тренажеры виртуальной реальности для химиков.

«Когда ты работаешь междисциплинарно, ты должен немножко стать тем человеком, с которыми общаешься — химиком, биологом и пр. Главная сложность заключается в том, что сперва нужно понять, чем и как пользуются профессионалы из других отраслей. Потом приходится объяснять, как они должны рассказать, чтобы мы, преподаватели, смогли написали техническое задание для студентов», — объяснил тонкости своей работы, доцент факультета программной инженерии и компьютерной техники, директор Центра юзабилити и смешанной реальности Университета ИТМО, к.филос.н. Артем Смолин.

Однако преодоление трудностей стоит того. На выходе ребята создают продукты, не имеющие аналогов в реальности, для решения уникальных научно-прикладных задач. Можно сказать, проекты служат плацдармом для академических публикаций и дальнейших исследований научных специалистов.

Впрочем, у бизнеса свой взгляд на подготовку специалистов. Директор по персоналу группы компаний «Рики» (бренды «Смешарики», «Фиксики») Ольга Балашова довольно четко обозначила системные проблемы во взаимодействии бизнеса и вузов, например скорость: бизнес живет в режиме спринта, тогда как образование — это «академический марафон». Кроме того, студенты и вузы мыслят категориями оценок и творчества, а бизнес — рентабельности и окупаемости. И последнее — релевантность: многие учебные проекты буквально оторваны от коммерческих запросов рынка.

В качестве успешного примера преодоления этого разрыва Ольга Балашова привела кейс сотрудничества с СПГХПА им. А.Л. Штиглица, где студенты первого курса проходили практику, работая над реальными задачами двух анимационных студий. Такой подход позволил бизнесу «взять на карандаш» перспективных студентов, а будущим специалистам — с самого начала погрузиться в технологические процессы и требования индустрии.

Представленные экспертами модели подготовки дизайнеров доказывают, что единого правильного пути не существует. Однако, как показывает практика, для максимальной эффективности любой из этих подходов требует тесного диалога и системной работы с бизнесом, который готов инвестировать в будущие кадры не только финансами, но и своим временем и экспертизой.

Источник: Экспофорум

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня