Ружье, Bentley, iPhone и кофемашина. Чем платят по долгам петербургские банкроты
За первые три квартала 2021 года имущество 137,5 тыс. россиян было выставлено на торги. Это в 1,8 раза больше, чем в аналогичном периоде 2020 года. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы тенденция сохранится, а в 2022 году банкротами будет признано вдвое больше людей, чем в 2021. Вместе с числом банкротов, очевидно, вырастет не только количество продаваемой по сниженной цене собственности, но и ассортимент. «Новый проспект» на примере петербуржцев рассказывает, что интересного можно найти в конкурсных массах.
Старший партнер «Дювернуа Лигал» Игорь Гущев прогнозирует, что тенденция к увеличению числа банкротств в ближайшем будущем сохранится. Всё из-за экономики, которая в последние годы не демонстрирует того роста, что был в нулевые. По наблюдениям Гущева, ценные и интересные объекты на банкротных торгах зачастую привлекают большое количество потенциальных покупателей. В то же время куда меньше интереса и сопутствующих ему столкновений вокруг предметов быта или какого-то недорогого имущества, которое нередко выставляется по привлекательной цене.
Впрочем, далеко не всегда у известных и богатых в недавнем прошлом банкротов на торгах оказывается всё их реальное имущество. Некоторые заранее готовятся к этому статусу: либо не регистрируют на себя дорогостоящие активы, либо заблаговременно оформляют сделку по их продаже неаффилированному лицу по рыночной цене.
Как объясняет Александра Улезко, руководящая группой по банкротству адвокатского бюро «Качкин и Партнеры», основной риск на банкротных торгах связан с возможным оспариванием их результатов. Такую возможность участники торгов имеют на протяжении года с момента их проведения. «В моей практике был объект с уголовным арестом. Агент, работавший с моим клиентом, не заметил пометки об уголовном аресте на объекте и рекомендовал его к покупке. Клиент уже после покупки увидел, что есть уголовный арест. Как снимать такие аресты, пока никто не знает, поэтому проще избегать таких объектов», — сказала Александра Улезко в беседе с «Новым проспектом».
«Чаще всего сложности возникают, если есть сторона, заинтересованная в оспаривании результатов торгов. Основаниями становятся нарушение процедуры проведения либо недобросовестные действия их участников, организатора или торговой площадки. Также следует обратить внимание на обременения, из-за которых без решения суда Росреестр может отказаться регистрировать права нового собственника», — согласна с коллегой специалист по банкротным делам Елена Котова.
Всё для дома
Еще пару лет назад Петр Гавырин был участником рейтинга миллиардеров газеты «Деловой Петербург» с состоянием 1,1 млрд рублей. Сегодня бывший владелец складского бизнеса с миллиардными оборотами, который был записан на юрлица ГК «А Плюс Девелопмент», ООО «Парк Казань» и ООО «Парк Шушары-4», признан банкротом.
Несмотря на солидные цифры в резюме предпринимателя, на его банкротных торгах оказалось довольно скромное имущество: кофейный аппарат KRUPS XN100, два ноутбука HP 430 G2, телевизор Philips 46PFL4908T/60 и смартфон Huawei Ascend. Всё это конкурсный управляющий оценил в 49 921 рубль, а продать сумел за 32 тыс. рублей. Сильнее всего упали в цене телефон и телевизор, принадлежавшие Гавырину. Так, Huawei Ascend, изначально выставленный за 5 тыс. рублей, в итоге ушел из-под молотка за 700 рублей. Тонкая плазма от Philips к концу торгов подешевела с 15 тыс. до 7,1 тыс. рублей.
Оружие и детские вещи
В семье Шамариных банкротами оказались сразу двое: отец Александр и его сын Олег. Они контролировали компанию «Стройкомплект», с 90-х производившую в Петербурге строительные материалы. Общая сумма долга двух членов семьи Шамариных перед кредиторами по банкротным искам — свыше 3 млрд рублей.
Небольшую часть долгов Олега Шамарина конкурсный управляющий пытается погасить довольно странным лотом, в который входит мотоцикл Suzuki 2002 года выпуска, часы Apple Watch, планшет Ipad 16 GB, смартфон iPhone 7. Может показаться странным, что в одной корзине мотоцикл и гаджеты, но в составе лота есть еще папка кожаная для документов, оружейный сейф, спортивный фехтовальный комплект (сабля, куртка, штаны, провод, перчатка на правую руку, кроссовки, сумка специализированная). Ну и в конце «прилавка» детские коляска, кроватка, ванна и автомобильное кресло. Конкурсному управляющему удалось продать этот винегрет из вещей, хоть и не сразу. За 238 тыс. рублей всё это ушло компании «Металлика».
Другие лоты из имущества Шамарина-младшего более логичные, но пока не проданы. Самый крупный — право требования почти 2 млн рублей, из которых 1,3 млн — невыплаченная зарплата от «Стройкомплекта». Еще в лоте 700 тыс. рублей долга ООО «АБЗ». Прямо сейчас открыты торги на оружие Олега Шамарина. Всего за 45 тыс. рублей можно купить гладкоствольное ружье Bernardelli, травматические пистолеты «Лидер» и ПБ-4-1 МЛ «Оса». Новые ружья такой марки можно купить по цене от 70 тыс. рублей за штуку.
Оружие также есть среди банкротного имущества Александра Шамарина. Цена за Beretta — 70 тыс. рублей. Это самый скромный лот, пока не привлекший интереса. Зато настоящий ажиотаж вызвало нежилое помещение на ул. Чехова площадью 52 м². При начальной цене в 3,9 млн рублей эта недвижимость нашла нового хозяина за 14,5 млн рублей. Другие активы Шамарина-старшего покупателя пока не обрели, среди них квартира на 1-й Утиной улице за 4 млн рублей и акции компаний «Стройкомплект» и «Головной завод» на 805 тыс. рублей.
Разный уровень имущества
3 декабря в реестре сведений о банкротстве появилась информация о продаже недвижимости экс-владельца сети автосалонов «БалтАвтоТрейд» Петра Тиньгаева. Партнер футболиста Андрея Аршавина признан банкротом из-за долга в 2,5 млрд рублей.
В его списке недвижимости самое дешевое — квартира в Петербурге на Вербной ул. за 7 млн рублей, но сначала на торги будет выставлено самое дорогое: квартира прямо у метро «Проспект Просвещения» площадью 125 м² по цене 18,8 млн рублей. Кроме неё также выставляется земельный участок площадью 60 тыс. м2 с видом разрешенного использования — для ведения крестьянского хозяйства. Находится в Приозерском районе вблизи реки Бурная. Локацию и масштаб оценили в 8,8 млн рублей.
Новому хозяину такой недвижимости, возможно, также были бы интересны банкротные торги Константина Крюкова, бывшего депутата, обвиняемого в хищении более 550 млн рублей при строительстве коттеджного посёлка «Традиция» в Ленобласти. В октябре на них можно было купить Мерседес Benz CLS 350 D бывшего слуги народа за 2 млн рублей, но покупателя не нашлось.
Дорого-богато-оригинально
Впрочем, некоторые банкроты расстаются и с более дорогими объектами. Так, в октябре 2021 года с молотка ушло здание на Каменном острове площадью 1,2 тыс. м2, расположенное прямо напротив правительственной резиденции К-5 «Голубая дача». Изначально стоимость этого огромного дома оценивалась судом более чем в 600 млн рублей, но на торги оно было выставлено за 430 млн рублей. Новой хозяйкой стала Снежана Тюрина, заплатившая за него 220 млн рублей.
Коттедж принадлежал бывшему сенатору, а ныне опальному у правоохранительных органов банкиру из Международного банка Санкт-Петербург Сергею Бажанову. Несколькими месяцами ранее после таких же торгов скрывающийся за границей Бажанов перестал быть хозяином лимузина Bentley Arnage RL за 4,1 млн рублей, то есть автомобиль был продан по цене даже выше рынка.
В то же время всего за 1,1 млн рублей на банкротных торгах можно было купить небольшой автопарк экс-совладельца «Юлмарта» Михаила Васинкевича. Квадроцикл Can-Am Outlander MAX-XT 800-HO, Мотоцикл JohnnyPagBarhog и снегоход Yamaha обрели новых собственников в конце 2020 года.