Естественный отбор для нации. Кто и зачем заражает коронавирусом россиян
Третья волна коронавируса застала петербуржцев в начале июня и принесла с собой обязательную вакцинацию, ужесточение мер, а также море пугающей информации о новом штамме. Не обошла она стороной и журналистов «Нового проспекта»: колумнист Михаил Грачев на себе пережил индийскую «дельту» образца третьей волны и рассказывает, что это такое.
Самые неприятные симптомы COVID-19 — абсолютная каша в голове и невозможность концентрироваться на чем-либо дольше даже 10 минут. На осознанное волевое усилие тело реагирует слабостью и всепоглощающим желанием спать, отключиться, лишь бы не тратить драгоценную энергию на что-то, кроме как на борьбу с вирусом. Всё, что хорошо получается, — лежать и ждать, когда поправишься.
Заражение и адепты пандемии
Меня заразил друг К., работающий в сфере премиум-общепита. Хватило рукопожатия, взятого у товарища табачного изделия и нескольких минут очного общения. Сам виноват: потерял бдительность, не ширнулся «Спутником V».
Другу К. первые несколько дней было скверно, но он быстро пошел на поправку и уже через три дня после получения положительного теста вышел на улицу. Он зашел в магазин, где расплатился наличными, посидел в кафе, съел пиццы и выпил вина. Ни маски, ни тем более перчаток на нем не было.
«Люди умирают каждый день: и до коронавируса умирали, будут умирать и после. Я же не кашляю и не чихаю на них специально, не стараюсь заразить. Кто-то заразится, кто-то нет — это естественный природный процесс. А раз природный, значит богоугодный. Еще вопросы?» — ответил друг К. на все претензии о наплевательском отношении к чужому здоровью.
И друг К. отнюдь не единственный человек, болеющий коронавирусом и осознанно нарушающий карантин. Ведь друга К. заразил друг И., работающий барменом в модном ресторанчике на Литейном проспекте. Весь персонал этого заведения болеет с середины июня, поэтому руководители вызвали И. на смену меньше, чем через двое суток после новостей о заражении COVID-19.
И больной коронавирусом друг И. по просьбе начальства каждую ночь контактировал с кучей людей, делая им напитки. Первые дни было сложно, но потом как-то втянулся. Совесть молчит. Нет чувства вины перед медиками, которые снова вкалывают по полной программе, заражаясь на работе. А ведь новый штамм пробивает даже вакцинированных. Но потерять работу оказалось страшнее.
Адепты пандемии, то есть те, кто выходит в социум, болея коронавирусом, — это однозначно один из факторов, которые не позволяют остановить активное распространении инфекции.
«То, что мы наблюдаем с ростом заболеваемости, напрямую связано с тем, что многие люди расслабились и перестали соблюдать меры. Но есть и другие факторы, например более заразные мутации вируса. Лично мне обидно, что многие люди не понимают: пандемия — это общее дело каждого, в борьбу с ней должен вступить каждый порядочный гражданин. Главная проблема заключается в том, что при резком увеличении числа заболевших система здравоохранения перегружается и начинает работать со сбоями. Из-за непрекращающегося, а в последнее время сильно увеличившегося потока пациентов падает качество медицинской помощи, не только больным COVID-19», — рассказывает куратор оперативного районного штаба по контролю за ведением больных новой коронавирусной инфекцией в амбулаторных условиях, врач-терапевт Михаил Лемешев.
Жизнь с коронавирусом
Наиболее сознательным указания Роспотребнадзора не требуются. Одно осознание себя как небольшой биологической бомбы, контакт с которой может стоить какому-то случайному прохожему жизни, помогает удержаться от выхода из дома. Но для начала еще нужно понять, что ты — источник угрозы. Причем иногда никаких признаков у болезни нет, ведь она может протекать бессимптомно.
«Пандемия закончится либо когда большая часть населения вакцинируется, либо когда абсолютное большинство на протяжении длительного отрезка времени будет соблюдать меры предосторожности: маски, перчатки, гигиена, социальная дистанция. Без коллективного усилия общества или массовой вакцинации, без остановки процесса распространения вируса пандемия не прекратится. Я понимаю тех, кто боится вакцинироваться, уважаю право человека отказаться вводить инъекцию. Но тогда и ради собственной, и ради общественной безопасности других строжайшим образом нужно соблюдать меры, — рассуждает доктор Лемешев, — Маска и перчатки должны были стать символом солидарности с врачами, которые отдают свои жизни ради спасения других. Ну, вот пока у нас люди еще не осознали, что перегруженная система здравоохранения — это угроза их личной безопасности и причина сотен тысяч смертей в России. И, конечно, вирус является частью механизма естественного отбора как всей человеческой популяции, так и нашей страны в частности».
Официально COVID-19 в России переболело 5 млн человек, еще около 1,5 млн вакцинировалось. При этом власти уже признали, что прививка не дает стопроцентной защиты. Более того, через полгода нужно уколоться ещё. Но зато в перспективе всех ждет счастливый финал в виде заветного коллективного иммунитета.
Пока что ситуация совсем другая. В Петербурге медицинский ад: время прибытия скорой колеблется от 2 до 5 часов, а больницы перегружены под завязку. Например, в 15-й больнице пациентов разложили прямо на полу. Власти уже пару недель скрывают данные о наполняемости медицинских учреждений, уже несколько недель растет ежедневное количество официально выявленных заболевших и умерших. Растет и количество тех, кто остается вне поля зрения органов власти, не делая тест и не обращаясь к врачу.
Несмотря на поток ужасных новостей, за год страх перед коронавирусом, который испытывали многие, улетучился. Не способствует сознательному отношению к своему и чужому здоровью и политика властей, как федеральных, так и местных.
«Людям трудно поверить в то, что маски и перчатки реально помогают им защитить друг друга, уже не говоря о том, чтобы защитить себя. У нашего общества в значительной степени утрачена культура доходчивого разъяснения для людей сложных концепций, опирающихся на науку. Она утрачена, например, из-за недостаточной свободы прессы. Пресса не очень заботится о том, чтобы быть доходчивой для простых людей, потому что зависит она не от читателей. Утрачена из-за того, что в России не проходят полноценные с информационной точки зрения кампании, когда все стороны, борющиеся за власть, объединяются, чтобы объяснять людям совсем-совсем на пальцах, почему важно соблюдать меры предосторожности, — рассуждает социолог Элла Панеях. — Вот и получается ситуация, когда надо обратиться к людям и всё объяснить так, чтобы они поняли, но те, кто за это отвечает, утратили навык. Я имею в виду не только власти, но и научное сообщество, прессу. Они утратили навык разъяснять всё сложное, важное неинформированному человеку, чтобы он мог принять сложное решение. Люди не понимают того языка, которым с ними говорит власть, чиновники, ученые, врачи, журналисты. Все говорят на своем административном, полунаучном новоязе в надежде, что человека убеждать ни в чем не надо, всё решено без него. Но мы находимся в ситуации, где нельзя решить без человека, он должен сам поменять свое повседневное поведение, явиться и получить укол».
Кроме неудавшейся массовой коммуникации есть и такой фактор, как политика двойных стандартов. С одной стороны, чиновники вроде бы борются с пандемией коронавируса: ужесточают меры, закрывают бизнес, принудительно вакцинируют целые сектора экономики и разыгрывают машины среди добровольцев. Но при этом проводятся ПМЭФ, футбольный чемпионат и другие менее массовые мероприятия. То есть одной рукой грозим пандемии, другой приглашаем вирус в организмы россиян. Как, видя противоречивые действия правительства, рядовой гражданин может проникнуться личной ответственностью?
Китайский опыт
«В Китае еще до пандемии коронавируса люди носили маски, это стало частью их культуры после ряда очень массовых эпидемий в первые 10 лет нового тысячелетия. Им было несложно адаптироваться. Европейцы, судя по тому, что я читал, также легко адаптировались, проявили в этом коллективном вопросе дисциплинированность. Я считаю, что если граждане не берегут здоровье других, то они просто нарушают принцип «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Нежелание надевать маску не может быть важнее жизни своего согражданина. Я не понимаю, почему до наших людей не доходит серьезность проблемы. Может, как-то совсем разжевывать надо. По опыту первой волны, штрафы и жесткий контроль от государства за соблюдением мер дали положительный эффект. Некоторые люди не понимают, что это вопрос безопасности главного государственного актива — человеческого капитала», — говорит врач-терапевт Михаил Лемешев.
Конечно, многое зависит от действий властей, их риторики и стиля. Ведь россияне еще прошлой весной в большинстве своем показали, что готовы ответственно относиться к ограничениям. Но в то время не было противоречивой политики запретов для одних и разрешений для других. Власть дала понять, что напугана коронавирусом, и люди прислушались, поймали месседж. Затем что-то пошло не так, и в результате в Петербурге с марта 2020 года, по официальным данным, на 21 июня переболело 458 тыс. человек. При этом эпидемиологических номеров в городе выдано под 1 миллион.
Сейчас никто не может сказать, когда ковид уйдет из повестки и российских домов. Власти сосредоточились на понятных ей способах решить проблему, но единственный способ — договориться каждый с каждым. Четкий план действий давно известен.
«Во-первых, необходимо либо вакцинироваться, либо соблюдать меры предосторожности, следить за социальной дистанцией и лишний раз не контактировать с людьми. Во-вторых, необходимо убедить свое окружение, уговорить их принять тактику активной и осмысленной защиты от вируса. Обязательно настанет момент, когда защита сработает. Какое-то количество раз вы наденете маску просто так, но в нужный момент это точно повысит ваши шансы сохранить свою жизнь и жизни близких», — дает повседневный рецепт доктор Лемешев.
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ