Профориентация уходит в «цифру»

Дефицит кадров останется трендом рынка труда, и на этом фоне особое значение и важность приобретает эффективная профориентационная деятельность, ориентированная на школьников. Она, в свою очередь, должна смещаться от традиционной схемы «тест — экскурсия на предприятие» в более привычные и удобные молодежи цифровые каналы распространения информации.
Речь об этом шла на круглом столе «Цифровые сервисы для рынка труда: профориентация, рекрутинг, оценка квалификации работников», организованном Ассоциацией директоров производственной безопасности и «СМАРТА» в рамках IX Санкт-Петербургского международного форума труда и выставки «КУБ Экспо 2025».
Одной из причин кадрового голода является изначально неправильный выбор профессии, который совершают школьники. В результате почти 50% выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования (СПО) не устраиваются на работу по специальности, заявил генеральный директор Лидерского проекта Агентства стратегических инициатив «Карьера.онлайн», организатор всероссийского онлайн-марафона «Траектория. Школа — СПО/ВО — предприятие» Олесь Балабкин. Он добавил, что 58% старшеклассников за 4 месяца до окончания школы не определились с профессией, 70% школьников делают этот выбор некомпетентно, 90% ребят не представляют, в какой сфере хотят работать и не представляют, как искать ответ на этот вопрос.
Поэтому, делает вывод Олесь Балабкин, необходимо создать школьникам условия для правильного выбора профессии. Так появился профориентационный онлайн-марафон «Траектория», который помогает обучающимся 8–11-х классов формировать карьерную траекторию «школа — СПО/ВО — предприятие». Школьникам — участникам марафона доступны онлайн-трансляции профориентационных интервью с компаниями-работодателями и образовательными учреждениями, профориентационная диагностика на платформе «Карьера.онлайн». Результаты диагностики доступны предприятиям и вузам, которые на ее основе могут начинать взаимодействие с заинтересованными в работе и/или обучении школьниками.
Одна из глобальных задач сегодня — оставить выпускников школ, СПО и вузов, а также молодых специалистов работать в родных регионах. Между тем, как показывают данные анкетирования пользователей сервиса «Цифровой помощник для выбора профессии», 55% школьников и студентов планируют строить карьеру в «недомашнем» регионе, 43% молодых людей не видят возможностей для развития карьеры в своем городе и регионе. Эти данные представила Наталья Алиева, автор проекта профессиональной социализации молодежи ProfStories.
«В каждом регионе, конечно, своя индивидуальная ситуация, но во многом желание молодежи уехать обусловлено плохой информированностью о карьерных возможностях, которые есть на предприятиях региона», — подчеркнула Наталья Алиева.
Спикер призвала работодателей, особенно из сферы промышленности, изменить подход к инструментам профориентации и увеличить свое присутствие в онлайн-среде.
«Коммуникация работодателя со своим потенциальным будущим лояльным сотрудником — сегодняшним школьником или студентом — должна строиться удобным последнему способом, то есть через онлайн-сервисы и каналы», — подчеркнула Наталья Алиева.
Такого же подхода придерживается Центр занятости населения Липецкой области, запустивший проекты по трудоустройству выпускников на предприятии региона «Забота. Кадры» и «Кадры региона». Как пояснила заместитель директора учреждения Светлана Романюк, эти платформы аккумулируют данные обо всех выпускниках учреждений образования Липецкой области и о потребностях местных предприятий в кадрах, благодаря чему стало возможным найти практически для каждого молодого человека работу в родном регионе.
Цифровые сервисы сегодня используются не только для внешней профориентации, но и для формирования кадрового резерва внутри компании. Это направление становится всё более актуальным для HR-стратегий предприятий, так как стоимость подбора и адаптации сотрудников растет, а HR-бюджеты имеют тенденцию к стабилизации. По данным генерального директора ООО «Джи Си Эн», члена совета по профессиональным квалификациям в горнометаллургическом комплексе Кирилла Храмцова, затраты компаний на привлечение и адаптацию одного нового сотрудника составляют сегодня от 0,1 до 1,2 млн рублей. При этом сотрудник, не понимающий своих карьерных перспектив, уходит из компании в течение 2–3 лет. Выходом из ситуации является создание внутренней «биржи труда», которая позволяет руководителям и HR видеть источники кандидатов на позиции внутри компании, а работникам — видеть и планировать карьеру внутри компании, полагает Кирилл Храмцов. Такую внутреннюю «биржу труда» абсолютно реально сделать целиком «в цифре», уверен эксперт. В качестве примера он привел созданную им платформу Univertus для одной из промышленных корпораций. Система формирует профиль должности, составляет ее с текущей должностью сотрудника, предлагает ему выбор категорий развития и в зависимости от этого выбора составляет карьерный трек. После внедрения этой платформы коэффициент эффективности удержания сотрудников вырос на 15%, а пул кандидатов в кадровый резерв увеличился на 20%, рассказал Кирилл Храмцов.
Источник: Экспофорум