Приграничный тупик
Фото: vk.com/club197543328
После закрытия в феврале на реконструкцию автотранспортного КПП в Ивангороде начались серьезные проблемы с пересечением границы России и Эстонии. К сезону летних отпусков проблема достигла кульминации. Люди стоят в очередях на границе целыми днями в любую погоду. Мост Дружбы, который связывает две страны, превратился в мост страданий для тысяч людей.
Люди, наученные опытом, теперь идут на границу, как в поход: со складными табуретками, термосами и бутербродами. На мосту можно даже развлечься: от скуки стоящие в очереди музыканты расчехляют баяны, вынимают гитары. «Выйду ночью в поле с конем» и даже живая бразильская музыка несется по мосту Дружбы, а видео мгновенно разлетаются по соцсетям.
В группах и чатах люди делятся премудростями, как под палящим солнцем выжить в парнике — так называют закрытый со всех сторон участок перед входом в здание КПП в Ивангороде. А одна из главных эстонских газет даже вышла с заголовком «Люди испражняются прямо на мосту в Нарве? Полиция не подтверждает, но видит не весь мост».
Стоять приходится старикам и детям, в жару и под проливным дождем. На погранпунктах на границе Псковской области и Эстонии ситуация значительно лучше, но если нужно попасть именно в Нарву, то это, увы, не вариант.
Цветочки и ягодки
Проблемы начались еще в феврале, когда на реконструкцию закрылся автотранспортный КПП в Ивангороде, и движение автомобилей прекратилось на 2 года. Пешеходы уже тогда опасались возможных очередей, но всё обошлось: границу можно было пересечь за полчаса, в худшем случае — за 2,5 часа. Сложности возникали только у тех, кто путешествует на автобусе, так как им приходилось самостоятельно с чемоданами преодолевать около 1 км — от автобуса на одной стороне границы до автобуса на другой стороне. Как оказалось, это были еще цветочки.
С 1 мая погранпункт в Нарве стал закрываться на ночь, что правительство Эстонии объяснило экономией средств. «Граница теперь, как супермаркет, работает только днем», — посмеивался народ. Ночью действительно было мало людей, и перерыв не сильно повлиял на длину очередей.
Хотя кому нравится стоять даже 2 часа? В соцсетях тогда появились предложения за €20 (2 тыс. рублей) быстро перевести через границу. «Желающих поведет старенький дедушка или мама с коляской. Сердобольные люди пропускают их без очереди», — говорилось в объявлениях. Сложно сказать, пользовались ли люди такой услугой. Сейчас этот бизнес, похоже, уже умер: сердобольных людей стало меньше.
Резкий поворот
С начала июня ситуация кардинально изменилась: на мосту начали скапливаться сотни людей, и на пересечение границы стало уходить до 8 часов, особенно перед выходными и в воскресенье. Возможно, на это повлиял сезон отпусков.
Ситуация осложняется тем, что этим маршрутом едут в Россию жители Финляндии и других стран. Все погранпункты на восточной границе Финляндии закрыты, и кратчайший путь, например, из Котки или Иматры в Петербург сейчас проходит через Нарву.
Люди сначала едут до Хельсинки, затем на пароме до Таллинна, после этого на машине или автобусе до Нарвы — уже на это требуется 10 часов. Далее 6 часов на границе и 3 часа до Петербурга. Случись что с престарелыми родителями, вряд ли успеешь с ними попрощаться.
Однажды скопление людей было настолько большим, что Эстония даже закрыла на 2 дня погранпункт в Нарве. Такая ситуация может повториться в будущем, об этом предупреждает эстонская сторона.
Мэр Нарвы уже подготовился и заявил, что «в случае возможных скоплений людей в Нарве во время чрезвычайного закрытия границы город будет оказывать помощь самым незащищенным, предоставляя в том числе места для размещения на ночь». Городские власти Нарвы уже раздавали воду в бутылках людям в очередях, а на площади установили внеплановые туалетные кабинки.
Перспективы туманны
В конце июня начался сбор подписей за восстановление круглосуточной работы пограничного пункта в Нарве. На данный момент ее подписали 2,2 тыс. человек, и сбор подписей продолжается.
Пока правительство Эстонии не планирует пересматривать режим работы погранпункта в Нарве. Вероятнее всего, перерыв на ночь сохранится до окончания реконструкции в Ивангороде, предположительно до конца 2025 года. МВД Эстонии пояснило, что эстонская сторона справляется с контролем пересекающих границу по новому графику, а очереди скапливаются перед КПП в Ивангороде.
На прошлой неделе пресс-служба Северо-Западного таможенного управления России заявила, что таможенный пункт в Ивангороде перегружен. В связи с этим российским таможенным и пограничным службам пришлось усилить работу.
«Среднесуточное количество людей, пересекающих таможенный пункт в Ивангороде, значительно превышает запланированную пропускную способность пешеходной зоны пункта контроля», — говорится в сообщении. Ранее таможенная служба сообщала, что проектная мощность таможенного пункта в Ивангороде — 7 тыс. человек в день.
На замке
Уже давно ходят слухи, что Финляндия в ближайшее время откроет погранпункты на границе с Россией. Эти предположения связаны с тем, что финский парламент в экстренном порядке рассматривает так называемый закон о выдворении, официально именуемый «Закон о временных мерах по борьбе с направляемой миграцией».
Закон позволит финским пограничным властям разворачивать людей на границе, то есть не допускать в Финляндию просителей убежища. Существует мнение, что после принятия этого закона погранпункты с Россией вновь заработают.
Однако министр внутренних дел Финляндии Мари Рантанен заявила, что между открытием пунктов пропуска на границе с Россией и возможным вступлением в силу законопроекта нет прямой связи. Она допустила возможность рассмотрения этого вопроса в будущем. В качестве одного из вариантов финны могут открыть самый северный погранпункт, но и это не факт.
Таким образом, путь из Финляндии в Россию и обратно пока идет через Эстонию. Но далее не через Ленинградскую область, а через Псковскую — маршрут длиннее, но преодолеть его получается быстрее.