Предел промышленного роста

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
Промышленность Петербурга в 2024 году выросла на 10,6%, Ленобласти – на 8,2%. Региональные власти надеются на продолжение тенденции и в 2025 году. Однако аналитики не столь оптимистичны. По их мнению, отрасль достигла пределов загрузки, и без серьезных инвестиций будет расти лишь «органически», инвестициям же препятствует высокая ключевая ставка.
Петростат опубликовал данные о состоянии промышленности Петербурга и Ленобласти за 2024 год. Судя по данным статистики, и городская, и областная промышленность в конце года сбавили темпы роста. Индекс промышленного производства (ИПП) в январе-декабре 2024 года в Санкт-Петербурге вырос на 10,6% по сравнению с 2023 годом, в Ленобласти – на 8,2%. При этом по итогам и 10, и 11 месяцев ИПП Санкт-Петербурга демонстрировал рост на 12,7%, ИПП Ленобласти за 11 месяцев вырос на 9,2%, за 10 месяцев – на 8,9% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.
Лидеры роста и аутсайдеры
Наибольший рост в Петербурге в 2024 году показали такие направления, как производство напитков (рост ИПП на 19% к показателю 2023 года), одежды (в 1,5 раза), электрического оборудования (+16,8%), транспортных средств и оборудования (+25,6%). Лидерами роста, как и в прошлые периоды, остались автотранспортный комплекс, увеличивший выпуск в 4,2 раза, и производство компьютеров, электронных и оптических изделий (+48%). В Ленобласти также выросло производство напитков (+27,4%), электрооборудования (+25,7%) и компьютеров (+24,8%). В число отраслей-лидеров промышленного роста в Ленобласти вошли химическая промышленность – выпуск химических веществ и химических продуктов увеличился на 31,9%, изделий из пластмасс и резины – на 21,5%, а также кожевенная – производство кожи и изделий из нее выросло на 35,7%, и мебельная промышленность(+13,2%). По итогам года вышел в «положительную» зону ИПП деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли в обоих регионах.
При этом в целом ряде отраслей зафиксирован отрицательный тренд. За год снизился выпуск лекарственных средств (на 2,2% в Петербурге и на 1,1% в Ленобласти), металлургической продукции (-0,4% и – 5,2%). Падение производства в Петербурге в 2024 году также продемонстрировали табачная (-7%) и кожевенная отрасли (-40,3%), производство резиновых и пластмассовых изделий сократилось на 5,5%, мебели – на 33,7%. В Ленобласти «просели» производства одежды (-21,9%) и текстильных изделий (-25,9%).
Как заявил в ходе пресс-конференции руководитель «Петростата» Александр Кукушкин, динамика промышленного производства в Петербурге и Ленинградской области в 2024 году была выше, чем в 2023 году, а по темпу роста город в 2024 году оказался на 11-м месте среди регионов России. Он также отметил, что суммарный удельный вес Северной столицы и Ленобласти в объеме отгруженных товаров промышленности России за 2024 год возрос на 0,5 п.п., «и это хоть небольшая, но положительная тенденция. Это означает, что Санкт-Петербург и Ленинградская область движутся немного быстрее, чем Российская Федерация в целом».
«По итогам прошлого года промышленность показала уверенный рост, выше прогноза. Сыграли роль курс на импортозамещение и рост внутреннего потребления. Сохраняем поддержку областных предприятий в логистике, в поиске новых рынков, повышении производительности труда», - оценил итоги года в промышленности Ленобласти губернатор региона Александр Дрозденко.
Заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга Алексей Яковлев среди достижений петербургской промышленности отметил перезагрузку автомобильных предприятий. «В 2024 году в автопредприятия «перезагружали» производство, рост производства в этом сегменте в 4,2 раза объясняется эффектом «низкой базы» 2023 года». Значительный рост производства электроники он связал с «возросшим спросом на эту продукцию в стране».
«Предприятия Санкт-Петербурга в 2024 году отгрузили продукции на общую сумму больше чем 5,6 трлн рублей, что практически на 31% превышает показатели прошлого года», - подчеркнул Алексей Яковлев. Совокупный финансовый результат предприятий и организаций Петербурга в январе-ноябре 2024 года сократился на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, но остался положительным, отметил Александр Кукушкин. С точки зрения экономики, ситуация, когда обороты растут, а прибыль падает, нормальна, поясняют экономисты. «Причина в том, что издержки растут быстрее, чем отпускные цены, соответственно, снижается и прибыль. Многие предприятия подходят к опасной черте финансовой неустойчивости», - говорит Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко.
Прожорливая ставка
«Финансовые результаты бизнеса в целом съела ключевая ставка», - считает член экспертного совета комитета по защите конкуренции Государственной думы Дмитрий Тортев. По данным ЦБ, в Санкт-Петербурге за третий квартал объем кредитного портфеля за три квартала 2024 года в годовом выражении вырос на 28%, до 5,8 трлн рублей, что целом выше среднего показателя по стране, объем корпоративного кредитования за тот же период подскочил на 50,6%, до 5,4 трлн рублей. «Экономика Северной столицы разогналась и даже повышение ключевой ставки первое время не могло остановить темпы. Хотя в итоговом отчете за 2024 год показатели будут скромнее, поскольку охлаждение кредитования бизнеса как раз началось в октябре», - рассуждает Дмитрий Тортев. Он указывает, что лидерами в кредитования в Петербурге как раз стали стали отрасли, попавшие в рекордсмены статистики - например, для обрабатывающих производствах выдача кредитов выросла на 47,7% за третий квартал. Однако само удорожание кредитов и повлияло на конечные финансовые результаты компаний, считает Дмитрий Тортев.
В 2025 году, рассчитывают власти, рост экономик двух регионов продолжится. «Тенденция продолжится, параметры могут меняться от отрасли к отрасли. Например, уже понятно, что автомобильная промышленность не покажет кратного роста, так как эффекта низкой базы в 2025 году уже не будет. Но в целом тенденция к росту объемов отгрузки продукции будет сохраняться, и именно в натуральном выражении», - полагает Алексей Яковлев.
Аналитики в целом согласны с тем, что промышленность обоих регионов продолжит рост в 2025 году – но более скромными темпами, чем в 2024-м. «Рост, который наблюдался на протяжении всего 2024 года, носил преимущественно экстенсивный характер и первопричиной имел существенное увеличение загрузки мощностей машиностроительных предприятий в первую очередь из ОПК после длительного периода недозагруженности», - напоминает Елена Ткаченко. «Сейчас есть все основания полагать, что петербургская промышленность вышла на максимальные показатели загрузки, то есть для дальнейшего ее роста потребуются серьезные изменения и серьезные инвестиции», - считает она. Среди первоочередных мер экономист называет внедрение решений в области автоматизации, и мероприятия по повышению квалификации персонала – все, что способствует повышению производительности труда и удержанию кадров. Но самые серьезные инвестиции необходимы в запуск новых производств. «Без этого в 2025 году можно прогнозировать лишь «органический» рост промышленности в пределах 5-7%, то есть темпы роста замедлятся. На данный момент есть все основания полагать, что 2024 год был последним годом бурного промышленного роста, хотя и темпы в 5% тоже очень хороши для стабильно зрелой экономической модели», - говорит Елена Ткаченко.
Темпы снизятся
В 2025 году предприятия Санкт-Петербурга вряд ли сохранят набранные темпы роста, согласен Дмитрий Тортев. Он объясняет это так: «Во-первых, правительство России и Банк России включили «управляемое» охлаждение экономики. Государство при этом резко изменило подходы к льготному кредитованию в целях экономии. Получать займы по низкой ставке предпринимателям теперь сложнее. Во-вторых, организации на фоне дорогих кредитов начали переходить к режиму экономии и пересмотру затрат. Как минимум мы не увидим в первой половине 2025 года прежней гонки зарплат и погони за кадрами, а нет новых кадров – нет расширения производства». Дмитрий Тортев не исключает, что в первой половине 2025 года рост производства в Санкт-Петербурге сохранится, но будет «чисто символическим», так как, по его словам, ослабления денежно-кредитной политики бизнес в Санкт-Петербурге ждет не раньше конца 2025 года.
В 2025 году, по мнению Елены Ткаченко, можно надеяться на плавный – но не скачкообразный - рост в судостроительной отрасли за счет сданных заказов, в авиастроении – в Петербурге развивается направление БПЛА, в электронике и электротехнике, фармацевтике и химической промышленности; автомобилестроение, пережившее в 2024 году эффект низкой базы прошлого периода, очевидно, выйдет на стабильные темпы роста в 20-22%. «Продукция этих отраслей по-прежнему востребована, и рост объемов производства в них будет обусловлен спросом со стороны потребителей», - объясняет Елена Ткаченко.
У Ленобласти, по ее мненю, в 2025 году есть шансы на показатели ИПП, близкие к нынешним 8,2%, однако это будет зависеть от развития новых промышленных территорий и создания новых производств. «В этом плане Ленобласть выглядит более привлекательной, чем Петербург, но с другой стороны у нее есть и ограничения. Далеко не все проекты, которые теоретически могли бы разместиться на территории региона, могут быть реализованы на практике – у многих производств есть ограничения по размещению, связанные с необходимой близости к городской инфраструктуре. И, конечно, в Ленобласти гораздо острее стоит вопрос обеспечения новых производств кадрами», - считает эксперт.