Поделитесь публикацией!

Торг уместен. Ретейл уходит в онлайн

Торг уместен. Ретейл уходит в онлайн
На Неделе ретейла в Москве подвели предварительные итоги пандемийного года. Оборот отечественной розницы снизился почти на 5%, хотя прогнозировали провал в 2 раза глубже. Зато электронная торговля выросла с 6% до 19% и Петербург оказался в лидерах по онлайн-потреблению, обогнав даже Москву.

Как-то плохо мы потребляем

По итогам 9 месяцев оборот розничной торговли в России снизился на 4,8%. Такую цифру назвал в рамках бизнес-форума «Неделя ретейла» министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, отметив при этом, что «ситуация все-таки стабилизируется». «Любой минус — это, конечно, плохо. Но многие по весне предрекали нам более мрачную динамику — провал на 10%. И нужно признать, что эти прогнозы не были лишены оснований», — сказал глава Минпромторга.

Во II квартале доходы населения упали более чем на 3% и почти на столько же в III квартале. В сентябре продажи отечественной розницы сократились на 3%, а в октябре — на 4–5% по сравнению с соответствующим периодом 2019 года. Эти данные озвучил на форуме генеральный директор INFOline Иван Федяков. Ближайшее будущее для ретейла, по его словам, — это стагнация рынка, на который всё больше влияет высокая закредитованность населения: 70% домохозяйств в России имеют задолженность по кредитам. «Несмотря на это население продолжает активно брать деньги в банках. Количество взятых потребительских кредитов растет. Кроме них в 2020 году выдано рекордное количество ипотечных кредитов — более 170 тысяч», — сообщил Иван Федяков.

По его данным, более 80% доходов люди получают в виде заработной платы от государства, а также в виде социальных выплат. «75% населения активно экономит. Но параллельно выросла активность инвесторов, что с точки зрения аналитики весьма нетипично для сложного периода, в котором находится экономика», — отметил Иван Федяков.

Краш-тест продовольственного сегмента

Хотя глубокого падения рынку ретейла в целом удалось избежать, произошло это лишь благодаря сегменту food, где во II квартале возник ажиотажный спрос на продукты первой необходимости. Денис Мантуров назвал это краш-тестом продовольственного сегмента. «Пустые прилавки европейских городов и генетический страх наших людей перед дефицитом стали триггером массовых закупок впрок. На пике продажи бакалеи взлетали у нас в 3,5 раза, мяса и консервов — в 2,5 раза. Аналогичная ситуация была и по другим номенклатурам. Сегодня то же самое происходит с лекарствами», — сказал глава Минпромторга.

С другой стороны, как подчеркнул министр, в апреле сегмент non-food просел на 40%, а в мае на 30%. Что касается общепита и сектора бытовых услуг, то они падали еще глубже, и многие компании после удара не поднялись. По экспертным оценкам, не пережили ограничений и закрылись 20% кафе и ресторанов.

Петербург — лидер российского онлайна

Карантин ускорил развитие дистанционной торговли и услуг по доставке, в частности продуктов питания. Обсуждая современный онлайн-ретейл в России, участники форума согласились, что текущий год побил все рекорды в этой сфере. Если в 2019 году доля российского e-commerce в общем обороте розничной торговли, по оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), составляла 6,1%, то в первом полугодии 2020 года — уже 10,9% (1,65 трлн рублей). Эксперты считают, что доля e-commerce в ретейле в целом к 2024 году вырастет до 19%.

«Наш непростой «ковидный» период стал серьезным катализатором для развития электронной коммерции в стране. И, надо признать, рынок действительно изменился. Мы впервые взглянули на аналитику e-commerce немного с другой стороны — оценили долю проникновения интернет-рынка в регионы», — сказал Артем Соколов, президент АКИТ.

По его данным, сегодня почти пятая часть рынка онлайн-торговли России сосредоточена в Петербурге, который занимает 19% рынка, на 1,5% опережая Москву (17,5%). Следом за этими мегаполисами идут Краснодарский край (10,7%), Новосибирская (10,4%) и Самарская (9,7%) области.

Интернет-магазины активно запускаются и развиваются. Но, как отметили эксперты, тон рынку сегодня задают маркетплейсы. Федор Вирин, партнер Data Insight, считает, что к 2024 году доля маркетплейсов в стране превысит 50% рынка ретейла в денежном выражении. «Продажи через маркетплейсы полностью меняют подход к аналитике. Ведь торговое пространство теперь не принадлежит магазину, поэтому монополизация данных может оказаться серьезной угрозой», — заключил Федор Вирин.

Возврат к списку