«Теремок» встает на колеса. Зачем кафе и рестораны осваивают фудтраки
Сеть «Теремок» запускает в Петербурге новое направление бизнеса — торговлю с фудтраков. К этому шагу компанию подтолкнула пандемия, из-за которой стационарная сеть «Теремка» оказалась закрыта почти на 4 месяца. «Новый проспект» разбирался в плюсах и минусах нового формата.
Идеально для пандемии
О планах развития торговли на колесах «Новому проспекту» рассказал совладелец и гендиректор компании в Петербурге Виталий Свидовский. По его словам, падение продаж like-for-like (продажи без учета новых открытий) по сети «Теремок» на начало сентября составило около 30% от прошлого года, в абсолютном значении — 15%. «Особенно сильно упали продажи в ресторанах: только в двух ресторанах, расположенных в спальных районах, продажи относительно прошлого года выросли, а во всех остальных — упали. Киоски торговали гораздо лучше. Оценив ситуацию, мы задумались о покупке фудтраков, которые позволят работать даже в изоляции», — пояснил Виталий Свидовский.
Сейчас, по его словам, компания выбирает технологическое оборудование и подрядчиков. Параллельно идут переговоры с собственниками земли, где можно разместить фудтраки, а также с властями — о возможности участвовать в городских программах.
«Для начала мы хотим купить пять фудтраков, чтобы протестировать формат: понять спрос, сформировать меню и др. Инвестиции составят 3–3,5 млн рублей в каждый фудтрак. Окупить их мы рассчитываем за пару лет», — сообщил Виталий Свидовский.
Поскольку в фудтраках есть полноценные системы водоснабжения и кондиционирования, стандарты сервиса для этого формата будут выше, чем для киосков. Но в меню «Теремка» на колесах не планируется каких-то специальных позиций, хотя оно будет более расширенным по сравнению с киосками. «Фудтраки для нас — это прежде всего дополнительные места продаж», — пояснил Виталий Свидовский. По его прогнозу, они могут занять 2–4% в общем объеме продаж компании.
Напомним, что «Теремок» был основан Михаилом Гончаровым и Виталием Свидовским в 1998 году. Сегодня эта сеть — один из лидеров российского рынка общественного питания, включающая в себя рестораны fast casual (повседневные рестораны с быстрым обслуживанием), кондитерские и киоски. В меню ресторанов — блины, салаты, супы, вторые блюда, сырники, пельмени, десерты. На данный момент сеть объединяет 308 точек в Москве, Петербурге и Краснодаре. Количество гостей — 32 млн в год. В компании работают около 5 тыс. человек. В 2019 году оборот «Теремка» вырос на 20%, до 11,3 млрд рублей.
На фото: в Меню ресторанов — блины, салаты, супы и др., количество гостей — 32 млн человек в год
Един в двух лицах
Мобильная торговля в России пока развита слабо, в отличие, например, от США, где зарегистрировано около 24,5 тыс. фудтраков. Их выручка составляет $1 млрд в год. Такие данные были озвучены на вебинаре Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) «Ресторанный бизнес после пандемии: тенденции и антикризисные решения».
Но в США деятельность фудтраков была законодательно закреплена еще в 2008 году. А в России закон о мобильной торговле, отделяющий ее от нестационарной, ждут с 2015 года. Законопроект, который должен внести необходимые поправки в федеральный закон о госрегулировании торговли и закон о принципах местного самоуправления, был внесен в Госдуму еще в декабре 2018 года, но сих пор находится на рассмотрении.
До его принятия деятельность автолавок и фудтраков подпадает под действие ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где фудтраки признаются нестационарными торговыми объектами (НТО). Из-за этого они не могут свободно передвигаться по городу и торговать в любых точках, как в США и Европе. Они должны быть прикреплены к определенному месту, а их владельцы обязаны заключать договоры аренды земли с собственниками участков размещения. При этом фудтрак является еще и транспортным средством, которое нужно зарегистрировать в ГИБДД.
Таким образом, фудтрак един в двух лицах: для сотрудников ГИБДД это транспортное средство, для контролирующих органов (Роспотребнадзора, налоговой и пожарной инспекций) — НТО.
Условные продажи безусловно выгодного формата
Карантин показал, насколько удобен формат мобильной торговли. Фудтраков не коснулись ограничения, которые были введены для всех заведений общественного питания.
«Раньше нам было очень сложно говорить с рестораторами о взаимодействии. А сейчас мы уже сотрудничаем с Аркадием Новиковым, с братьями Васильчуками», — рассказал на вебинаре ФРиО Рафаэль Хабиров, основатель компании MOBITRUCK by EdaNaKolesah.com, производящей трейлеры под разные виды бизнеса.
Фудтраков не коснулись ограничения, которые были введены для всех заведений общественного питания
В столичном Парке им. Горького минувшим летом братья Васильчуки с помощью MOBITRUCK реализовали большой проект «Рестопаркинг». Они установили павильон из 12 фудтраков. Каждый из них предлагает свою кухню: пиццу, пасту, бургеры, плов, шашлык и прочее. Проект круглогодичный, и его выручка, по словам Рафаэля Хабирова, уже составляет около 1,5 млн рублей в день.
Однако полноценно мобильная торговля из-за отсутствия внятного законодательства в России пока не разворачивается. «Если в США торговля через фудтраки занимает почти 37% от общего объема реализованной продукции в общественном питании, то в России это пока 0,00001%, и то довольно условно», — заключил бизнес-консультант HoReCa компании «КЛЕН» Юрий Смирнов.