Потребление растительного молока в России в ближайшие 10 лет вырастет и сможет занять 10-20% рынка традиционных молочных продуктов. Развитию сегмента способствуют мода на ЗОЖ и низкий порог входа на рынок.
Как рассказал во время Молочной олимпиады коммерческий директор ООО «ТД «Новые технологии» Артем Березуцкий, в прошлом году потребление растительного молока в России составило 97 млн л. Более половины от этого объема производится в России. Основные производители — компании «Сады Придонья», Danone, «Союзпищепром» и «Союз». Из других стран растительные напитки импортирует, в частности, компания Valio.
Объемы выпуска альтернативного молока в России в ближайшие годы будут увеличиваться, поскольку Danone увеличивает локализацию своего производства.
Как рассказал региональный директор по корпоративным отношениям региона «Юг» АО «Данон» Олег Жарко, компания вкладывает в запуск производства растительного молока в России более 1 млрд рублей. На заводе в Краснодарском крае в конце прошлого года заработала первая линия, а в ближайшее время будет запущена вторая. Объемы выпуска он не назвал.
«Думаю, в ближайшее время в сегменте можно ожидать появления новых игроков, в том числе из молочной отрасли. Если у компании уже есть мощности по розливу молока, инвестиции в создание производства растительных напитков сокращаются», — пояснил Артем Березуцкий.
По словам независимого консультанта по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаила Лачугина, стоимость выхода на рынок растительных напитков в России невелика. Себестоимость производства литра напитка он называет копеечной, а спрос на него — довольно высоким.
Спрос рождает предложение
Что касается потребления растительных напитков, то оно может занять в течение ближайших 10 лет 15-20% от емкости рынка коровьего молока. Такой прогноз дала Марина Петрова, заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и гендиректора компании Petrova 5 Consulting.Как писал «Новый проспект», емкость рынка традиционного молочного рынка в прошлом году превысила 25 млн т. Соответственно, потребление растительных напитков может вырасти до 5 млн т в год.
Правда, некоторые эксперты считают, что такого рывка у сегмента не будет. «Мне кажется, что растительные напитки смогут занять в перспективе не более 10% от емкости молочного рынка», — полагает Михаил Лачугин.
Сдерживающим фактором для развития сегмента выступает слишком высокая цена на растительное молоко. «А драйвером рынка может стать появление торговых марок не в премиум сегменте, а в «среднем плюс» и даже экономе», — уверен Артем Березуцкий.
«На популярность растительного молока влияет в том числе мода на ЗОЖ и агрессивная маркетинговая политика производителей и торговых сетей», — комментирует Михаил Лачугин.
«Другие точки роста — это развитие потребления среди вегетарианцев и различных религиозных сообществ, а также поиск потребителем разнообразия вкусов и возможности снизить калорийность еды и напитков», — добавляет Марина Петрова.
Из кокоса и не только
Особой популярностью среди растительных напитков пользуются миндальное, кокосовое и соевое молоко. Заметны объемы продаж и поставок овсяного молока: у него самая низкая себестоимость, говорят эксперты.По данным специалистов, на рынке сейчас наблюдаются две разные тенденции: снижение потребления молочных продуктов из-за уменьшения доходов населения и рост популярности растительных напитков. Аналитики считают, что тут нет противоречия, поскольку речь идет фактически о разных категориях потребителей.
«Сокращают покупки молочных продуктов россияне, у которых снижаются доходы. В то же время покупатели растительного молока — это граждане с доходами выше среднего уровня», — поясняет Марина Петрова.
Сейчас, по ее словам, состоятельные покупатели не могут активно путешествовать, поэтому ищут разнообразия в том числе в еде и готовы экспериментировать. «По нашим опросам, эта категория граждан не отказывается от коровьего молока, а добавляет в рацион растительные напитки», — поясняет Марина Петрова.
Металлическое окно в Европу. «Балтийский алюминий» построит под Псковом завод алюминиевых профилей
Подробнее
Сеть Iclinic откроет в Петербурге новые центры с томографами
Подробнее
Роман Драй: «Мы были готовы к тому, что «Оземпик» уйдет с рынка»
Подробнее
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Светлана Куликова
23.04.2024
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.
Екатерина Фомичева
16.04.2024
Генеральный директор и соучредитель сети «ЗооОптТорг.РФ» Денис Лобков рассказал «Новому проспекту», как развивается рынок зоотоваров, что происходит с импортозамещением в этой сфере и как обычные магазины конкурируют с маркетплейсами.
Анастасия Подберезная
04.04.2024