Покупателю сомнения ни к чему. Зачем финтех проникает в платежи
Банковская рассрочка, BNPL-сервисы (оплата по частям), электронные кошельки, системы баллов и кешбэка — все эти сервисы положительно влияют на развитие малого и среднего предпринимательства. Причем хорошо работают и давно присутствующие на рынке способы оплаты, и относительно новые.
Если изучать влияние дополнительных способов оплаты на конверсию продаж, средний чек, привлечение и лояльность клиентов, выясняется, что хорошо работают и как давно присутствующие на рынке способы оплаты, так и относительно новые. Это выяснили эксперты «Ромир».
К первой группе относятся электронные кошельки (используют 55% опрошенных), банковская рассрочка (40%), система баллов или кешбэка (38%), а ко второй — BNPL-сервисы (38%), появившиеся на рынке лишь 3 года назад.
Около 98% опрошенных пользователей положительно отзываются о банковской рассрочке и BNPL-сервисах, а 88% респондентов сообщили об их влиянии на рост продаж.
Кто сколько может
Практически все пользователи BNPL отметили увеличение среднего чека. Из них около половины смогли нарастить сумму сделки на 11–25%. Повышение конверсии подтверждают 94% пользователей BNPL, а пятой части компаний малого и среднего бизнеса (МСП) удалось увеличить конверсию в диапазоне 25–50%.
Банковская рассрочка помогла нарастить средний чек и конверсию 97% пользователей. Электронные кошельки помогли со средним чеком 95% опрошенных, конверсия в продажи выросла у 90% МСП. Бизнес, использующий кешбэк, увеличил средний чек и конверсию в продажи в 92% случаев.
Несмотря на новизну BNPL для российского рынка, у 39% компаний доля продаж с использованием оплаты по частям составила от 20% до 35% объема всех продаж. У более знакомой бизнесу банковской рассрочки процент покупок может доходить до 50% и более, об этом сообщили 19% МСП.
«Малые и средние предприятия активно используют возможности различных финтех-инструментов для привлечения клиентов и предложения альтернативы методов оплаты. Судя по превалирующей доле эффективного использования, их можно считать востребованными», — комментирует директор по работе с клиентами «Ромир» Маргарита Абрамкина.
С учетом востребованности пользователями бизнес оптимистично оценивает перспективы развития новых инструментов. Наиболее высокую оценку получили BNPL-сервисы: 80% респондентов ожидают, что их использование вырастет. В большие перспективы банковских рассрочек и баллов/кешбэка верят 76% и 74% соответственно, электронные кошельки в будущем видят только 66%.
Барьеры и риски
Главной проблемой для развития дополнительных способов оплаты, как показывает практика, выступает недостаточная осведомленность покупателей. Об этом сообщили 54% МСП, подключивших электронный кошелек, 46% предпринимателей, использующих BNPL, 35% предлагающих накопление баллов или кешбэк, и 30% компаний, предлагающих банковскую рассрочку.
Меж тем покупатели, по данным ЦБ, предпочитают безналичные способы оплаты, но всё же более традиционные. Чаще всего люди расплачиваются банковской картой (75%), на втором месте по популярности мобильные переводы и онлайн-банки (48%), на третьем — Система быстрых платежей (28%).
Кроме того, бизнес опасается изменений в режиме регулирования BNPL-сервисов. 27% компаний, работающих с BNPL, отмечают, что объемы продаж при ужесточении регулирования могут сократиться. 30% опасаются, что издержки для бизнеса и цены для потребителей заметно вырастут.
Тренд не сотрешь
Однако тренд на альтернативные варианты оплаты развивается и растет. Клиент не должен чувствовать, что расстается с деньгами, уверены маркетологи. А ввод данных банковской карты, ожидание смс, необходимость подтверждения оплаты от банка явно способствуют росту сомнения: «А мне точно нужна эта чудо-швабра?»
Ровно поэтому способы оплаты по QR-кодам, через чат-боты, платежные модули, цифровым рублем, наклейками с NFC-чипами или биометрией будут только множиться.
Тем более за дело уже берутся на государственном уровне. Например, «Сколково» и НСПК, государственный оператор Системы быстрых платежей и платежной системы «Мир», договорились о совместной работе по развитию финтех-экосистемы России.
В следующем году они планируют начать работу над созданием партнерского центра, который будет заниматься исследовательской деятельностью и коммерциализацией новых технологий. «Мы договорились о запуске программ по поиску, продвижению и внедрению инновационных решений, отвечающих растущим потребностям финансового сектора и индустрии розничной торговли, — пока без подробностей сообщил управляющий директор фонда «Сколково» Павел Новиков. — Мировой опыт доказал эффективность модели открытых инноваций и коллабораций отраслевых лидеров со стартапами».
Настоящие инноваторы
В «Сколково» есть несколько компаний, которые выводят на российский рынок финтех-решения специально для ретейла. Например, сервис Abanking в этом году реализовал инструмент, позволяющий производить дистанционное банковское обслуживание (ДБО) на no-code, который внедрен в корпоративное ПО. No-code — это платформы, которые позволяют создавать прикладное программное обеспечение с помощью графических пользовательских интерфейсов и конфигурации вместо традиционного компьютерного программирования, основанного на написании кода.
«Воспользоваться инновацией прежде всего смогут небольшие и средние игроки финансового рынка, — считает генеральный директор компании Abanking Николай Адеев. — Ежегодно рынок ПО с использованием no-code растет на 20–30%».
Стартап Corp.bank специализируется на автоматизации корпоративного казначейства — системах, которые позволяют бесшовно интегрировать внутреннюю инфраструктуру компаний с различными банковскими сервисами. По словам основателя компании Александра Гришина, по глубине и доступности подобных сервисов Россия уже сегодня является мировым лидером.
Системы Ckassa прямо помогают банкам быстрее и эффективнее работать с ретейлом. «Мы автоматизируем банки, чтобы они могли идти в ретейл. Сейчас типовой банк в среднем внедряет одно решение 6 месяцев, а то и год. Поэтому необходимо создавать легкие решения, которые быстро внедряются при работе с организациями ретейла: АЗС, ЖКХ и т.д. И мы активно занимаемся такими сервисами», — рассказал генеральный директор компании Андрей Рычков.