Плюс контейнеры, минус нефтепродукты и уголь: как работают порты Балтики
Грузооборот морских портов Балтийского бассейна за 9 месяцев текущего года вырос на незначительные 0,9%. Благодаря перевалке контейнеров увеличил показатели только Большой порт Санкт-Петербург, а порты в Усть-Луге, Приморске и Высоцке снизили грузооборот. В следующем году эксперты ждут рост перевалки контейнеров и минеральных удобрений.
С января по октябрь текущего года грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил 228,8 млн тонн. Это на 0,9% больше показателя аналогичного периода прошлого года, сообщила Ассоциация морских торговых портов. В том числе объем перевалки сухих грузов вырос на 6,8%, до 103,4 млн тонн, а наливных грузов — просел на 3,6%, до 125,2 млн тонн.
Большинство портов показывают сокращение грузопотоков. Так, оборот порта Усть-Луга снизился на 0,6% и составил 113,3 млн тонн, порта в Приморске — сократился на 2%, до 51,6 млн тонн, порта в Высоцке уменьшился на 8,3%, до 10,1 млн тонн. Положительную динамику показал только Большой порт Санкт-Петербург. Здесь грузооборот вырос на 8,8%, до 43,8 млн тонн.
Санкции изменили логистику
Как поясняет руководитель аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов, сокращение совокупного грузооборота терминалов в порту Усть-Луга произошло из-за спада перевалки нефтепродуктов на фоне экспортных ограничений, а также сокращения перевалки угля с учетом мировой конъюнктуры и санкций.
О таких же причинах падения говорят и другие эксперты. «Через Усть-Лугу в основном проходит ресурсное сырье, включая нефтепродукты. Сильно повлияли на грузооборот и проблемы с вывозом угля из регионов Сибири. А логистика ресурсов сильно изменилась за последние 3 года. Напомню, что у нас также всё еще действует запрет на экспорт бензина», — комментирует Дмитрий Тортев, член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы РФ.
Рост по другим видам грузов, например минеральным удобрениям и руде, эксперты объясняют работой новых терминалов и изменением логистики. «В частности, удобрения из Ленобласти направляют сейчас в страны Латинской Америки и в Африку. По этим грузам наблюдается хорошая динамика», — заявил недавно зампредседателя правительства Ленобласти Дмитрий Ялов в рамках Транспортной недели — 2024.
По словам Виталия Чернова, в порту Высоцк, как и в Усть-Луге, падение произошло из-за сокращения оборота нефтепродуктов и угля, но при этом увеличилась перевалка зерна.
Параллельный импорт правит бал
Что касается Большого порта Санкт-Петербург, то тут рост произошел в основном за счет перевалки контейнеров в рамках развития морских сервисов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Это происходит в том числе из-за перегруженности железнодорожных подходов к дальневосточным портам и неготовности этих портов к такому потоку контейнеров, ведь большинство из них были рассчитаны на работу с углем. Что касается руды, то идет переориентация этого груза из иностранных портов Прибалтики на порты России», — говорит Виталий Чернов.
«В значительной степени результаты Большого порта Санкт-Петербург связаны с увеличением перевозок по линии FESCO Baltorient Line (FBOL) из портов Китая в Петербург. Загрузка судов увеличилась до 96%, а число судов увеличилось с четырех до шести. Судозаходы происходят раз в две недели», — подтверждает медиа-аналитик ТГ-канала Bonus Fabula Дмитрий Кумановский. По его словам, основные перевозимые через порт в Петербурге грузы — это товары народного потребления, электроника и химия — всё то, что ввозится по параллельному импорту и пользуется спросом в России.
Что повезут в следующем году?
В следующем году эксперты рынка ждут роста перевалки контейнеров, руды и минеральных удобрений. Как прогнозирует Виталий Чернов, по другим видам грузов возможно снижение, потому что Дальний Восток не может переварить весь поток контейнеров из Китая и других стран Азии.
«Если спрос на руду и удобрения на мировом рынке сохранится, их будут грузить в российских, в частности балтийских, портах. Однако важно понимать, что эти прогнозы будут актуальны лишь при сохранении нынешней геополитической ситуации», — отмечает Виталий Чернов.
«Показатели портов, ориентированных на контейнерные грузы, снижаться не будут. Они останутся на текущем уровне или даже подрастут. Плюс вырастет сезонная перевалка удобрений в Индию, Китай и Южную Америку, что поддержит грузооборот портов Северо-Запада», — согласен Дмитрий Кумановский.
При этом, по его мнению, по нефти и нефтепродуктам возможно дальнейшее падение, так как Международное энергетическое агентство зафиксировало минимум поставок с июля 2020 года из РФ и увеличение дисконта в порту Приморск до $13,12.
В свою очередь, Дмитрий Тортев не ожидает значительных колебаний в цифрах по грузообороту, потому что «за месяц Восточный полигон не расширят, а очередность грузов не изменится». Но в следующем году, по его мнению, ситуация может измениться. «Минтранс снимет приоритетность с перевозки угля и нефтепродуктов (их передвинут с 3-го на 6-е место), и в 2025 году показатели по их грузообороту станут ниже для портов Балтийского бассейна», — считает он.
Ау, мы ищем инвесторов!
Эксперты говорят, что при поддержке федерального центра и частных инвесторов грузооборот в морских портах Балтийского моря можно увеличить.
Ключевыми направлениями грузопотока из портов Северо-Запада уже в ближайшей перспективе станут Азия и Африка. Главным фактором, влияющим на развитие морских грузоперевозок с этими странами, является ограниченная пропускная способность железных дорог и недостаточное развитие сети автомобильных дорог — подходов к портам и нехватка перевалочных хабов.
«Это ключевая проблема, тормозящая развитие портов Ленобласти, в особенности порта Усть-Луга», — комментирует профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко.
По ее словам, пропускной способности железной дороги не хватает уже сейчас. «Нужно прокладывать дополнительные ветки и усиливать существующую инфраструктуру — пути, мостовые сооружения, чтобы они могли выдержать супертяжелые железнодорожные составы», — считает она.
Также для развития портов Ленобласти необходимо строительство пресловутой дороги КАД-2, ориентированной именно на движение большегрузного тяжелого автотранспорта, с выходом на Бронку. «Еще одним фактором, способствующим росту грузооборота портов Санкт-Петербурга и Ленобласти, могло бы стать развитие авиационного хаба и усиление роли грузовой авиации», — уверена Елена Ткаченко.
Она напоминает, что для этого нужны значительные инвестиции. Однако насколько можно судить по открытым источникам, соответствующих планов по развитию железных дорог в Петербурге и Ленобласти у РЖД нет. Не ожидаются и инвестиции из региональных бюджетов. Недавно стало известно о пересмотре принципов финансирования регионов из федерального бюджета: все бюджетные субсидии и прямые вливания будут предоставлять на условиях платных возвратных бюджетных кредитов. В таких условиях мало кто из регионов сможет позволить себе брать дополнительные деньги из госказны.
«Нужно искать частных инвесторов, заинтересованных в реализации таких крупных инфраструктурных проектов. Как вариант, это могут быть зарубежные инвесторы или соинвесторы, представители тех самых стран, заинтересованных в поставках грузов из России», — заключает Елена Ткаченко.