Платформенная революция
Фото: Артемий Шуматов/Коммерсантъ
Правительство впервые решило комплексно урегулировать деятельность маркетплейсов и всю так называемую платформенную занятость. Сегодня многие участники этого рынка работают вне правового поля, а порой – и на криминальном поприще.
По оценке Министерства экономического развития РФ, количество потребителей маркетплейсов превышает 40 млн человек, а в их инфраструктуре занято более 3 млн сотрудников.
Общественное обсуждение разработанного чиновниками проекта специального федерального закона «О платформенной экономике» совпало с другим событием: 2 декабря был оглашен приговор по делу интернет-ресурса Hydra. В течение многих лет он использовался для торговли наркотиками, удерживая с дилеров свою комиссию. По уверению экспертов, площадка работала почти открыто, в том числе имела службу поддержки, консультантов-наркологов и иной функционал легального маркетплейса.
Вне закона, вне конкуренции
Роль платформенной экономике на встречи с Президентом России Владимиром Путиным озвучил глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров: «На наших глазах абсолютно меняется рынок! Мне кажется, очень важно, что на этих так называемых маркетплейсах больше 60% – малый бизнес. То есть они, по сути, стали такой инфраструктурой по доступу к спросу для малого бизнеса. Рынок открылся для них».
Однако в отсутствие специального регулирования рынок по сути монополизировали две платформы – Wildberries и Ozon. Их доли, по расчетам Федеральной антимонопольной службы, еще почти год назад достигли 47% и 35,5% соответственно. Благодаря такому положению они получили возможность диктовать условия как селлерам (поставщикам товаров), так и ведущим самостоятельный бизнес пунктам выдачи заказов (ПВЗ). На них маркетплейс возлагает все риски и обязанности, требует предоставлять скидки и оплачивать возврат товара. Более того, сами условия договора тот же Wildberries меняет в одностороннем порядке и порой несколько раз в месяц. «Такая ситуация привела к наличию незаконной продукции на платформах, непредсказуемости ведения предпринимательской деятельности, а также правовой неопределенности статуса партнеров операторов платформы», – считают в Минэкономразвития.
Подготовленный экономическим ведомством законопроект закрепляет понятия «платформенной экономики» и «цифровой платформы», статус оператора, партнера, ПВЗ, понятия карточки товара, личного кабинета и др.. «Предоставление доступа к платформе, а также ее использование должно, основываться на принципах равенства (в том числе технических возможностей), прозрачности (открытости), запрета дискриминации и недопустимости ограничения», – отмечается в документе.
Непосредственно маркетплейсы (именуемые посредническими цифровыми платформами – ПЦП), должен будут вноситься в специальный реестр. Согласно законопроекту, селлерами могут быть как компании и индивидуальные предприниматели, так и самозанятые частные лица (плательщики налога на профессиональный доход). Маркетплейсам предписывается проверить будущего партнера через ЕГРЮЛ или аккаунт на портале «Госуслуги», а также удостовериться в наличии у него необходимых лицензий, сертификатов и иной разрешительной документации. Такие меры призваны предупредить продажу контрафактной продукции. Прямой запрет устанавливается на размещение карточек товаров, запрещенных к обороту, а также не прошедших государственную регистрацию БАДов и других.
Диктатура в законе
В экономическом ведомстве убеждены, что отсутствие закона повышает риски причинения вреда здоровью и даже жизни потребителей, покупающих некачественные товары у непроверенных поставщиков. А неопределенность прав самих селлеров оборачивается социальной незащищенностью поставщиков.
Вместе с тем юристы обращают внимание на многочисленные противоречия законопроекта, ограничивающие права потребителей и по сути легализующих недобросовестные практики маркетплейсов. В частности, за ними сохраняется право почти произвольно устанавливать условия сотрудничества с селлерами и ПВЗ, равно как в одностороннем порядке изменять их. Также ПЦП признается лишь оператором, оказывающим информационные услуги и не несущим ни за что ответственности. Непосредственно продавцами товаров или исполнителями услуг по закону будут выступать селлеры, в том числе не имеющие предпринимательского статуса самозанятые.
Тогда как вопрос защиты прав их клиентов как потребителей остается неопределенным. «В настоящее время маркетплейсы уклоняются от ответственности за качество товара, предлагая покупателю самому предъявлять претензии продавцу. Это не способствует эффективной защите прав потребителя. Надеюсь, в законопроекте будет закреплена модель солидарной ответственности платформы и продавца (селлера)», – отмечает член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев. По его мнению, для создания рыночных условий в столь быстро растущем секторе требуются достаточно жесткие правила регулирования.
В пресс-службах крупнейших маркетплейсов не пожелали высказать мнение о законопроекте Минэкономразвития. Ранее руководитель антимонопольной и регуляторной практик Wildberries Анна Арутюнян критически оценивала вмешательство в деятельность платформы, в частности – идею разделения бизнеса маркетплейса и логистической системы. «Ни один маркетплейс не принуждает привозить товар на свой склад и платить за хранение. Наоборот – вокруг бизнеса маркетплейсов выстраиваются целые индустрии, которые занимаются хранением и подготовкой товара для передачи его маркетплейсу», – заявила представитель Wildberries на конференции «Цифровые экосистемы и сервисы».
Цифровой труд
Новый законопроект призван урегулировать деятельность всех Интернет-сервисов «обеспечивающих возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц». Так, специальная глава посвящена платформенной занятости – работе самозанятых (именуются партнерами-исполнителями) по заданию пользователей-заказчиков.
Но эти меры поставят исполнителей в спорное положение. С одной стороны - подтверждается, что заключаемые при посредничестве платформ договоры являются гражданско-правовыми, а не трудовыми. С другой – оператор платформы обязан контролировать режим рабочего дня, соблюдение нормативов безопасности труда (например, в части труда несовершеннолетних), и даже предоставлять партнерам инструменты и материалы для исполнения заказа, а также проверять наличие опыта, способствовать повышению квалификации работников и так далее.
По оценкам Центра стратегических разработок, 37% платформенных занятых оформлены по трудовому договору, у курьеров и водителей эта доля достигает 42%. Она стабильно увеличивается, тогда как число самозанятых сокращается. Предложенный экономическим ведомством механизм может стимулировать обратный переток – отказ работодателей от оформления трудовых отношений в пользу значительно более экономных и безопасных для него гражданско-правовых.
Несмотря на это противоречие вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Корабельников целиком поддерживает законопроект: «Тему платформенной занятости нужно законодательно закреплять. Большие агрегаторы обладают всей информацией, могут делиться ей с налоговыми органами и формировать правильную позицию у своих контрагентов. Это будет способствовать легализации сферы деятельности, которая сейчас находятся в тени», – заявил Алексей Корабельников в кулуарах Петербургского налогового форума. Доля «серой» занятости в России, по его данным, в прошлом году превысила 18,3%, в Северной столице – снизилась до 6,3%.
В свою очередь профсоюзы критически оценивают инициативу Минэкономразвития. «Целесообразно ли предоставлять возможность продавать труд и товары через платформу, а затем выискивать случаи, когда покупатель несколько раз обращается к понравившемуся исполнителю? Общее количество платформеннозанятых в стране уже приближается к 15 млн. Пора признать их трудящимися», – заявил «НП» председатель независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой.
Второй блин комом
Первый законопроект, призванный защитить потребителей и партнеров маркетплейсов от их недобросовестного поведения, был внесен в Госдуму группой депутатов больше года назад («НП» писал об этом – Маркетплейсы в законе. Власти будут регулировать e-commerce). Пока он не принят даже в первом чтении. При этом Правительство России критически оценило предложение ограничить агрегаторов в праве произвольно менять условия договора. «Оно не учитывает сезонность в продаже товаров, возможность изменений рыночной конъюнктуры, логистических цепочек и иные факторы, которые могут потребовать от агрегатора изменения тарифов и комиссий», – отмечается в официальном отзыве. А в Общественной палате России предложили отказаться от иноязычного понятия «маркетплейс», а также исключить норму об ответственности платформы перед потребителями.
По данным сервиса Rusprofile, стоимость (чистые активы) ООО «Вайлдберриз» оценивается в 53 млрд рублей, рентабельность деятельности – 199,4%. ООО «Интернет Решения» (торговая марка – OZON) показывают результат – 15 млрд рублей и 131% соответственно.