Петербургу очертили небесные границы
В Северной столице впервые вводится понятие дифференцированной приаэродромной территории. Строительство и реализация иных проектов в этой зоне потребует согласия от аэропорта Пулково. Впрочем, новые требования либеральнее действующих.
Согласно Воздушному кодексу РФ, в так называемую приаэродромную территорию входит зона радиусом 30 км от центра воздушной гавани. В такой радиус от аэропортов Пулково, Левашово и Горская подает весь Санкт-Петербург и сразу несколько районов Ленинградской области. Любой объект, включая садовый домик, построенный на такой территории с нарушением установленных «воздушных нормативов», юридически подлежит сносу.
В зоне особого внимания
Внесенные в 2017 году поправки в Воздушный кодекс РФ предусмотрели выделение на приаэродромной территории до семи подзон и установление дифференцированных ограничений, в том числе по видам размещаемых объектов, их высоте и так далее. Однако реформа затянулась: только к 15 ноября 2024 года Федеральное агентство воздушного транспорта подготовило проект зон для крупнейшего петербургского аэропорта Пулково.
Самые строгие меры затрагивают первые две подзоны, в которые входит территория самого аэродрома и его сооружения (радиолокационные станции и расположенные на глиссаде радиоприводы), тогда как радиус третьей подзоны составляет почти 16 км и целиком охватывает Красносельский, Пушкинский, Петродворцовый и Колпинский районы Петербурга, существенную часть Гатчинского, Ломоносовского и Тосненского районов Ленобласти, равно как и всю территорию Северной столицы южнее площади Стачек, Кузнецовской улицы, станции Сортировочной и Обуховского завода, а также вдоль глиссады (траектории посадки самолетов) до поселка Никольское на юго-востоке и Бронки на северо-западе. Четвертая подзона на севере достигает острова Белый в дельте Невы, Садовой улицы и станции Навалочная.
Третья и четвертая подзоны разбиты на сектора, для которых устанавливаются высотные ограничения. Так, в районе «Экспофорума» без согласования с аэропортом нельзя будет возводить любые здания и сооружения выше 27,9 метра. Причем высота отсчитывается не от фундамента, а от уровня моря (Кронштадтского футштока). Для площади Победы лимит составит уже 125 метров, для Автово — 160–165 метров, для района Большого Обуховского моста — 219 метров и так далее.
В пятой подзоне, почти совпадающей с третьей, запрещается несогласованное размещение «опасных производственных объектов, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов». Таковыми признаются предприятия, при взрыве или иной техногенной аварии на которых поражение может достигнуть аэропорта, а по высоте — установленных ограничений. Скажем, макаронная фабрика на улице Коли Томчака может продолжать работать при условии, что взрывное облако не достигнет 190-метровой высоты.
Нулевая отметка
Более жесткие ограничения уже закреплены в утвержденных Смольным Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Так, для приобретенного ООО «Грузовой Универсальный Терминал» участка в Шушарах установлена максимальная высота застройки в ноль метров. Чиновники объяснили эти меры безопасностью полетов и проведенными самим аэропортом расчетами. Служители Фемиды признали такие меры законными и обоснованными, тогда как в 2015 году «Юлмарту» разрешили строительство высокого логистического центра менее чем в километре от торца взлетно-посадочной полосы и в нескольких десятках метров от глиссады.
Частнопрактикующий юрист и эксперт в сфере строительного регулирования Игорь Шануренко считает предложенный Росавиацией проект недоработанным: «Не очень понятно, как он будет соотноситься с Генеральным планом, особенно в случае возникновения противоречий. Это только увеличит проблемы застройщиков, которые и сейчас нередко испытывают трудности с получением необходимых согласований».
Генеральный директор ООО «Город-спутник «Южный» Сергей Хромов полагает, что ситуация для девелоперов не меняется. «Для начала строительства застройщикам и так необходимо получать дополнительные согласования от Росавиации, а также санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора об уровне звука, возникающего в связи с полетами самолетов. В зависимости от локации могут понадобиться и другие документы, в том числе результаты летной проверки», — отмечает девелопер.
В пресс-службе самого аэропорта (управляющей компании ООО «Воздушные вороте Северной столицы» — ВВСС) уклонились от комментария.
Воздушный стройнадзор
Практика разрешения споров о применении приаэродромных строительных требований действительно остается противоречивой. Так, например, в свое время Смольный запретил ООО «Ветекс электро» строительство 29-метровых башен сотовой связи на Парашютной улице и Богатырском проспекте (озеро Долгое), а также на Морской набережной (Васильевский остров). «Воздушный кодекс РФ не содержит запрета на предоставление земельных участков в приаэродромных зонах для установки соответствующих сооружений связи», — констатировал арбитражный суд, признавая решения чиновников незаконным.
В свою очередь, возведенные без одобрения аэропорта постройки могут признаваться самовольными. Например, в Ростовской области приговорили к сносу одноэтажную веранду на хуторе, находящуюся в 20 км от ростовского аэропорта и вне зоны глиссады. Аналогичный иск сочинская администрация предъявила Семену Евдокимову, строящему двухэтажный домик в расположенном в 14 км от аэропорта садоводстве, но в этом случае служители Фемиды не усмотрели в таком строении опасности для полетов.
Пернатая угроза
Самая большая подзона — шестая. На севере она достигает Владимирской и Исаакиевской площадей, а также охватывает юго-западную часть Васильевского острова (в том числе «Ленэкспо» и Балтийский завод). На этой территории запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Любые мусорные свалки могут эксплуатироваться при наличии специального орнитологического исследования, а в ряде случаев — системы отпугивания птиц.
Пернатые являются одной из главных опасностей для самолетов. А отходы, в первую очередь пищевые, привлекают внимание чаек. При этом петербургский аэропорт буквально окружен свалками. Так, всего в 5 км от взлетно-посадочных полос расположен полигон твердых отходов Южный, в 24 км к юго-востоку — полигон в поселке Новый Свет, принимающий основной объем мусора пятимиллионного мегаполиса. Также источниками орнитологической опасности руководство аэропорта считает плоские крыши коммерческих зданий (торговых комплексов, деловых центров и др.) в Московском районе, сельскохозяйственное предприятие в Старопаново и другие объекты. А отдыхают чайки после кормежки на полях между поселками Пригородный, Торфяное и Новый Свет, на прудах Гатчинского парка и крышах новостроек Гатчины.
Столкновения с птицами приводят к серьезным инцидентам, ответственность за которые возлагается на аэропорт. «ООО «ВВСС» могло бы реализовать или инициировать конкретные мероприятия по устранению мест кормежки, ночевки и гнездования птиц и других нежелательных объектов как на аэродроме, так и на прилегающей к нему территории», — заключил арбитражный суд, взыскивая в пользу авиакомпании «Россия» 4,4 млн рублей причиненного лайнеру убытка.