Петербург принял инвестиционный форум туризма и гостеприимства «ВСЕСЕЗОН-2025»

К 2030 году Россия намерена удвоить туристический поток – до 140 млн человек в год. Доля туризма в ВВП к обозначенному сроку вырастет с текущих 2,9% до 5%, а экспорт туристических услуг увеличится в 3 раза.
В Петербург состоялся форум "ВСЕСЕЗОН-2025", организатором которого выступил деловой клуб MEETING!. «По итогам 2024 года мы достигли все запланированные показатели нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Число туристических поездок превысило 90 млн человек. Это на 37% выше, чем в 2021 году. Всего номеров в классифицированных средствах размещения у нас уже более 872 тысяч», – заявил Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства РФ.
Вместе с тем, по словам Наталии Беляковой, директора департамента экспедиций и туризма РГО, партнера центра развития общественных пространств «Место и люди» и модератора форума ВСЕСЕЗОН, экспорт туристических услуг все еще заметно отстает от импорта. По данным Банка России, объем средств, полученных от иностранных туристов в минувшем году, составил $8 млрд, в то время как отдыхающие россияне вывезли за границу $39 млрд. Что же мешает развернуть турпоток в обратную сторону? Одним из драйверов развития должна стать всесезонность.
«Это амбиция, которую подхватывают сегодня многие акторы индустрии гостеприимства - от горнолыжных курортов, стремящихся стать просто горными, до приморских городов, - говорит Наталия Белякова. – Маркетингу регионов сегодня уделяется куда больше внимания, чем ранее. Чего не хватает – «оркестровости», сыгранности, синхрона в продвижении».
Эту миссию выполняют в том числе организации с высокой экспертизой работы «на земле» - как федеральные, так и региональные. Например, присутствующее во всех субъектах РФ Русское географическое общество - действенный помощник регионам в создании ниш и объектов притяжения, делающих дестинацию всесезонной. Петербургский Центр развития общественных пространств «Место и люди» обеспечивает сверку отраслевых часов в части туринвестинга, при этом обеспечивая сопровождение сложных инвестмоделей до сроком окупаемости до 10 лет на всем этом цикле».
Петербург на пороге сверхтуризма
Начальник отдела туристской инфраструктуры городского комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Оксана Журба сообщила, что в перспективе 2030 г. власти города рассчитывают довести количество туристических поездок в Петербург до 11,7 млн в год. Согласно расчетам комитета, в 2025 г. этот показатель составит 6,9 млн человек. Правда, по данным социологических исследований, к этому порогу город уже приблизился вплотную. Если учитывать размещения туристов в неквалифицированных местах, то в 2024 году в Петербурге побывало 11, 6 млн. человек.
Северо-западная агломерация как ни одна другая представляет собой практически всестороннюю палитру туристических возможностей как для туриста, так и для инвестора. Это и исторические объекты, театры, музеи и креативные пространства, и горнолыжные курорты, и пляжная инфраструктура, и деловой, научный и образовательный туризм и многое другое.
Гостиничный потенциал
Гостиничные инвестиции являются наиболее динамичными. Так, по сводным данным NF Group и Hotel Advisors, которые привела эксперт в области строительства и управления объектами гостеприимства Екатерина Запорожченко, на начало 2025 г. в Петербурге насчитывалось 24 038 номеров в сертифицированных средствах размещения. За год номерной фонд вырос на 4,8%. При этом номерной фонд в классических гостиницах оценивается в 15 211 номеров (рост за год на 2,2%), в апарт-отелях – 8827 (+9,7%).
В России существует колоссальная потребность в возрождении объектов культурного наследия. На сегодняшний день в восстановлении нуждается более 1000 зданий и сооружений. Петербург накопил значительный опыт преобразования заброшенных памятников в формат «исторических отелей». Так, компания ACADEMIA уже более 5 лет дарит «вторую жизнь», приспосабливает объекты культурного наследия под исторические бутик-отели, бережно сохраняя оригинальные исторические элементы и предметы охраны, интегрирует историческую архитектуру в современную туристическую индустрию.
Для России с ее водными ресурсами и для Петербурга, в частности, одной из неосвоенных ниш являются отели на воде. Спрос на плавучие дома растет, и рынок уже откликнулся - на форуме были представлены легковозводимые модульные конструкции, которые можно приспособить практически под любые требования.
«В основе конструкций - фанера высокой плотности - рассказывает Макс Федоров, маркетолог и партнер фабрики домов-конструкторов ВАРДОЛАЙФ. Когда-то все началось с Большой идеи «ВСЁ ПРОСТО», которой подчинено абсолютно всё: материал и дизайн домов, производство, логистика, сборка, маркетинг и даже название. ВАРДО, что означает “цыганский дом на колёсах”, ставится на любой тип фундамента в любом месте земного шара: на воде и в горах, на севере и на юге. За четыре года в разных странах поставлено уже 208 домиков. В Петербурге заложен огромный, не используемый пока, потенциал для вотерхаусов. Отели, глэмпинги, рестораны и даже целые курорты давно используются в туристической отрасли городов с водными ресурсами. Дома-конструкторы, представленные на форуме Всесезон, еще одна подсказка для инвестора".
Нишевый туризм
Одним из знаковых и самых громких туристических инвестпроектов Петербурга стал сегодня новый курорт «Санкт-Петербург Марина». Запланированный объем инвестиций на текущий момент оценивается в 230 млрд руб. Территория курорта - 161 га. Как сообщила Оксана Журба, после запуска он будет ежегодно привлекать 1,3 млн туристов. Якорным объектом станет яхтенная марина площадью около 30 га, которая в летний турсезон единовременно будет вмещать около 400 моторных и парусных яхт. Если же говорить о всесезонности, то на курорте будут созданы открытый бассейн и водные аттракционы, работающие круглый год, у которых нет аналогов в Северо-Западном регионе России.
Согласно данным комитета, вложения со стороны федерального и городского бюджета составят около 65 млрд руб. Эти средства будут направлены на создание обеспечивающей инженерной и транспортной инфраструктуры. Вложения в саму туристическую инфраструктуру составят 165 млрд руб., и это будут средства инвесторов.
В Карелии, где прогнозный туристический поток в ближайшее время достигнет 5 млн. человек в год, было принято решение не просто увеличить количество мест размещения, но и сформировать крупные проекты, сделать туризм всесезонным. Так возник проект города-курорта КилиГрад, который реализует корпорация «ИнФинТех».
Ангелина Егорова, директор по развитию компании ИнФинТех, рассказала, что якорем проекта станет Технопарк, вокруг которого будет развиваться город-курорт, где жилые дома и вся необходимая социальная и коммерческая инфраструктура будут построены с нуля. Для инвестирования такой проект просто находка. Номерной гостиничный фонд КилиГрада составит не менее 1300 единиц на 3250 мест. В холодное время года туристов будет принимать современный горнолыжный курорт мирового уровня. Общая территория КилиГрада – более полутора тысяч гектаров. Общий объем инвестиций – около 11 млрд рублей.
Еще одним перспективным нишевым видом становится в последние годы гастрономический туризм. На форуме был представлен гастро-парк «Большая Козловка» - агро-кластер с развивающейся инфраструктурой гостеприимства, где крестьянское хозяйство с промышленным цехом переработки обеспечит туристов фермерскими продуктами из настоящей квасной избы, сыроварни, пасек и раскроет процесс производства. Бизнес-моделей в этом виде туризма может быть множество: и создание мест для проживания, и производственных площадок, и новый центр ремесленных ярмарок и фестивалей по традиционному русскому календарю (а их у нас более 20!).
Санаторно-курортное направление – это старый «новый» оазис для инвестирования. В последние 2,5-3 года туристическая индустрия увидела в появлении wellness-центров мощное конкурентное преимущество — появился внутренний спрос, и в настоящее время мы видим начало процесса импортозамещения в этой сфере. Например, в 2025-м году количество термальных комплексов в перспективе вырастет в 1,5 раза. Для туристов стали важны: доступность, качественная инфраструктура, эмоции и новый опыт, которые могут подарить как отдых, так и архитектуру самого проекта. Все это меняет подход к таким объектам, они становятся многофункциональными.
В качестве примера архитектор Олег Манов, рассказал о гольф-курорте «Шишкино»: «Мы проектировали, объединяя сразу отдых, оздоровление и спорт. Множество сценариев для туристов и функциональное разнообразие позволяют проекту действовать всесезонно».
Портрет покупателя туруслуг
Туристическая отрасль в последние годы находилась в ситуации постоянной турбулентности. Ковидная опустошенность сменилась практически полной сменой состава туристов, приезжающих из-за рубежа. Сегодня большая часть зарубежных туристов приезжает из стран Азии, Африки, Ближнего Востока. У этих туристов большим спросом пользуются экологические программы, природные красоты России и даже наша погода, - рассказала Ольга Кая, руководитель проектов компании «Воздушные Вороты Северной Столицы» (аэропорт Пулково).
Новые материалы
Уход со строительного рынка иностранных производителей спровоцировал виток изобретательности у производителей отечественных материалов. Так, линейка компании Slotex в последнее время вписывается во все новые и новые форматы. По словам Ольги Суворовой, руководителя отдела по работе с дизайнерами и архитекторами Slotex, панели идут в мебельное производство, в декорирование фасадов и интерьеров. Продуктовая линейка увеличивается, география производственных площадок и рынков сбыта неуклонно расширяется. Именно потому, что экологичные, современные и эргономичные, высокорентабельные и надежные, плиты крайне востребованы в оснащении объектов туристической отрасли.