Парадокс и феномен. Александр Беглов переизбрался с невероятным результатом
Результаты выборов губернатора Петербурга лидер ЛДПР Леонид Слуцкий назвал «парадоксальными и феноменальными» — он имел в виду для своей партии, но вообще эти определения подходят и к результатам других кандидатов, и в первую очередь Александра Беглова.
Нет, действующий градоначальник, разумеется, одержал победу. Иного никто не ожидал. Но, как было официально объявлено по итогам обработки всех протоколов, набрал он лишь 60%, а если быть точным, то немного не дотянул и до этого рубежа — 59,8%. Это самый низкий результат среди всех, кто баллотировался в губернаторы в этот день: у остальных в районе 80%, что по нынешним меркам считается приличным результатом. Компанию Беглову в подвале турнирной таблицы составил только врио главы Вологодской области Георгий Филимонов с 62,3%, но Филимонов — варяг, присланный в Вологду из Москвы, и конкурировал он и с коммунистами, и со «Справедливой Россией», а Беглов работает на своем месте уже 5 лет, и конкуренты у него были совершенно символические. В общем, если бы политика была устроена так же, как футбол, они с Филимоновым отправились бы на понижение в первый дивизион безо всяких стыковых матчей.
Результат Беглова — самый низкий на губернаторских выборах в России за последние 3 года. Меньше в 2021 году набирали Михаил Дегтярев в Хабаровском крае (56%) и Игорь Руденя в Тверской области (52%). В Петербурге меньше в последний раз было еще у Валентины Матвиенко в 2003 году — 48%, но это было в первом туре, а во втором она получила всё же 64%. При этом Матвиенко свои проценты набирала в действительно острой борьбе — выборы тогда были другими.
Пять лет назад, в 2019 году, результат Александра Беглова был несколько выше — чуть более 64%. Однако тогда выборы проходили еще в один день, а не в три, как сейчас. За счет этого удалось повысить явку избирателей с 30% до 37%. И за первый день, 6 сентября (пятница, будний день, в который в основном организованно голосовать приходят трудовые коллективы, как правило, отдающие голоса за действующую власть), явка составила почти 17%. В субботу пришли еще 10%, стало 27%. Собственно, в воскресенье, традиционный и главный день голосования, получается еще столько же.
«Парадоксальным и феноменальным» результат выборов Леонид Слуцкий назвал не просто так. Представитель ЛДПР Максим Яковлев умудрился набрать 18,3% и занять второе место. Никогда кандидат в губернаторы от ЛДПР не набирал в Петербурге больше нескольких процентов. И со времен Анны Марковой в 2003 году вообще никто из занявших второе место тоже столько не набирал. Еще удивительнее то, что 11% досталось кандидату от «Зеленых» Сергею Брагину и 8% — представлявшему «Коммунистов России» Сергею Малинковичу. Это вполне приемлемые показатели даже для известных партий, а уж для неизвестных статистов, которым изначально была отведена декоративная роль, — просто невероятный. Все эти три кандидата вовсе не вели никаких предвыборных кампаний, и их результат нельзя объяснить ничем, кроме протестного голосования, от которого как ни защищайся, а оно всё равно вылезает. Думается, если бы к выборам всё же допустили кандидатов от КПРФ и «Справедливой России» (и тем более если бы в наше время сохранилась графа «против всех»), второго тура было бы не миновать. Впрочем, на то и муниципальный фильтр, чтобы никаких вторых туров не было.
Получить в максимально стерильных условиях 60% — нужно, пожалуй, постараться. Ведь градоначальник не столкнулся вовсе ни с каким сопротивлением. В отличие от предыдущих лет, про него не пели скабрезных песен на весь интернет, не высмеивали его неудачных заявлений, не обвиняли черт знает в чём. Чтобы избежать неприятностей, Александр Беглов вовсе почти скрылся с радаров, провел скромную и максимально травоядную кампанию. Может быть, это всё же было ошибкой, может быть, стало бы хуже, а может быть, всё равно ничего бы не изменилось.
На муниципальных выборах единороссы, кстати, выступили лучше, перехватив подавляющее большинство мандатов. Из 1576 депутатских мест «Единой России» досталось 1310 мандатов, ЛДПР — 68, «Новым людям» — 36, «Справедливой России» — 12, КПРФ — 10. Самовыдвиженцы завоевали 129 депутатских мандатов. Единоросс Александр Малькевич победил на довыборах в Законодательное собрание.
Как на таком фоне скромный результат продемонстрировал Беглов — загадка. На первый взгляд, здесь наоборот можно было бы похвалить Смольный, который не стал затягивать подсчет голосов в надежде как-то подтянуть итоговый результат. Он каким был еще ночью по результатам подсчета двух третей протоколов, таким и остался, хотя обычно в таких случаях последняя треть выдает максимально благоприятный для основного кандидата показатель. Можно было бы в этом случае сказать, что чиновники и организаторы выборов смело предъявили публике тот результат, который получили в реальности, — хоть 60%, зато свои! Можно было бы, если бы на протяжении всех трех дней во всех новостных каналах не сыпались привычные сообщения о нарушениях на участках. Был весь традиционный набор: аномальное надомное голосование, не укладывающееся ни в какие физические пределы; изгнание с участков, порой физическое, наблюдателей (притом что многих наблюдателей к выборам вовсе не допустили); изменение внешнего вида урн с бюллетенями и печатей, подозрительные ночные посиделки членов избиркомов. Где-то заметили признаки «каруселей», где-то сейфы со съемной задней стенкой, что в теории дает возможность подмены. В целом сообщений о нарушениях было меньше, чем раньше, но значительно меньше был и масштаб наблюдения. Другими словами, 60%, по всей видимости, и так стали максимумом возможного.
Однако Горизбирком никаких нарушений не заметил. Председатель комиссии Максим Мейксин так и заявил: «Ни одно сообщение о каких-либо нарушениях не зафиксировано». А тут ведь как: чего не зафиксировано, того и нет. Поэтому говорить о том, что выборы были какие-то неправильные, нельзя. Напротив, и сами выборы, и их победители оказались в точности такие, какие только и являются правильными сегодня в России. Что до рекордно низкого результата Александра Беглова и досужих мыслей о том, не заставит ли он Кремль задуматься о смене губернатора, так оно, может статься, и к лучшему: вот уже упомянутый Дегтярев после своих 56% недавно получил назначение министром, и никому от этого хуже не стало.