Откуда взять триллионы в ЖКХ

11 Апреля 2025

К 2030 году в сферу ЖКХ нужно будет вложить 4,5 трлн рублей из бюджетных и внебюджетных источников. Как будут реализованы эти планы, обсуждали участники круглого стола «Устойчивое развитие коммунальной инфраструктуры: вызовы и условия успеха», который прошел в рамках XXI Международной выставки «ЖКХ России».

Участников круглого стола по видеосвязи приветствовал председатель Союза российских городов, мэр Великого Новгорода Александр Розбаум. Он пожелал плодотворной работы и сказал, что вопросы бесперебойного обеспечения населения услугами ЖКХ остаются в приоритете.

Эксперты подробно обсуждали актуальные вопросы законодательства в сфере ЖКХ. Заместитель генерального директора Союза российских городов Евгений Колмогоров сказал, что сейчас есть возможность передавать ряд полномочий в сфере ЖКХ с муниципального уровня на региональный и обратно, и добавил, что на региональный уровень отдаются, как правило, полномочия, требующие больших финансовых затрат.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева в своем выступлении напомнила, что федеральный центр поставил задачу вложить в сектор ЖКХ 4,5 трлн рублей к 2030 году, причем не менее трети от этой суммы должны поступить из бюджетных источников. Остальные средства найти довольно сложно, отметила спикер. Привлекать средства в ЖКХ можно с помощью концессионных соглашений, но сейчас их качество оставляет желать лучшего. Четверть соглашений не содержит никаких инвестиционных обязательств. «В связи с этим мы начинаем работу над совершенствованием законодательства о концессионных договорах», – добавила Светлана Разворотнева.

По ее словам, также в ближайшее время будет меняться законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения. В частности, в рамках соответствующего законопроекта (пока рассматривается во втором чтении) будет введен новый порядок, предполагающий, что все организации этого сектора должны регулярно утверждать инвестпрограммы и по ним отчитываться; контролировать исполнение программ будут субъекты РФ.

Директор Департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ольга Шарова сказала, что федеральный центр выделяет значительные суммы на развитие сектора ЖКХ. По ее словам, за последние 6 лет в отрасль было направлено 600 млрд рублей из федерального бюджета. «Также важно, чтобы регионы использовали все возможности и организовывали работу со всеми источниками средств, в том числе дебиторской задолженностью», – подчеркнула она.

По данным эксперта Российского газового общества, члена Совета ЖКХ Лидии Смолиной, недавно были озвучены данные по дебиторской задолженности за услуги ЖКХ. Эта сумма уже превышает 1,8 трлн рублей.

«У Минстроя и Минэнерго есть план по снижению этой задолженности. В том числе планируется внедрять цифровизацию в сферу ЖКХ, что позволит улучшить учет в данном секторе», – прокомментировала Лидия Смолина и отметила, что для борьбы с задолженностью нужно уточнить правила отнесения тех или иных потребителей электричества к категории «неотключаемых». Это организации, приостановление деятельности которых приведет к отрицательным экономическим и экологическим последствиям.

Кроме того, нужно установить субсидиарную ответственность учредителей ГУПов и МУПов по обязательствам за поставленные энергетические ресурсы.

Профессор факультета городского и регионального развития НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Сиваев в своем выступлении отметил необходимость изменения подходов к тарифному регулированию. Действующая система ограничений ведет к недофинансированию предприятий отрасли, что критически влияет на ситуацию. При этом ограничение роста тарифов посредством установления предельных индексов платы за ЖКУ используется сейчас, фактически, как основной механизм обеспечения доступности ЖКУ. В то же время, система жилищных субсидий семьям с низкими доходами, которая направлена на защиту граждан, работает неэффективно. Количество семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ, в последние годы сокращается. Сергей Сиваев полагает, что критерием финансовой доступности коммунальных услуг должна являться доля домохозяйств субъекта РФ, получающих финансовую поддержку в рамках федеральной программы адресной помощи низкодоходным семьям. Данный критерий должен использоваться в тарифном регулировании вместо предельного индекса повышения размера платы граждан за коммунальные услуги. Предлагаемый подход позволяет ввести дифференцированные оценки финансовой доступности коммунальных услуг для домохозяйств с учетом как статистики доходов, так и стоимости коммунальных услуг. Он повышает эффективность бюджетных расходов на адресную помощь именно низкодоходным семьям вместо субсидирования коммунального сектора, которое сейчас является необходимым в связи с тем, что в действующих условиях невозможно самофинансирование отрасли.

Источник: Экспофорум

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня