Звон монет. Кремль перестал ждать чего-либо от губернаторов

Два губернатора в очередной раз ритуально попросили денег на дороги у Владимира Путина, и ничего лучше перед выборами власть, похоже, предложить не может. Из нафталина вытаскивают самые старые идеи: воплощать их в жизнь всё равно вряд ли кто-то соберется.

Президент Владимир Путин на днях устроил совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры в Петербурге с участием губернаторов Петербурга и Ленинградской области Александра Беглова и Александра Дрозденко. В публичной части встречи губернаторы просили денег и благодарили президента, а президент в основном говорил «спасибо» и «пожалуйста» — признак того, что мероприятие было на самом деле посвящено наступающим парламентским выборам.

Александр Дрозденко в своем регионе возглавляет списки «Единой России» на выборах и в Госдуму, и в Законодательное собрание. Его коллегу из Смольного на выборы никуда не взяли, но душой-то он, понятное дело, за партию власти и, видимо, чувствует себя обязанным всё равно произнести что-нибудь вдохновляюще предвыборное.

Ну и Путин тоже должен по традиции как-то проявиться в процессе, обозначить заботу, поэтому и предложил еще раз подумать об архивном проекте второго автомобильного кольца вокруг города «по аналогии с Центральной кольцевой дорогой, которую мы недавно открыли в Подмосковье». То есть, надо понимать, речь идет о платной дороге.

«Путин предложил подумать» — это давно уже отдельный жанр новостей; проекту как минимум пара десятилетий, о чем скромно напомнил и Александр Беглов. О втором кольце еще Валентина Матвиенко заговаривала, и тоже, как и Беглов, жаловалась, что основная петербургская кольцевая уже не справляется.

В общем, идея очень хорошая, и явно пригодится ещё многим губернаторам, а может, и президентам, как и не менее древняя идея электрички в аэропорт Пулково, которую Смольный обгладывает уже и не вспомнить сколько, но черепки которой Беглов не постеснялся ещё раз предъявить Путину.

Выборы символические, так что и обещания тоже символические: центральной фразой Владимира Путина на совещании следует признать оговорку «и, разумеется, надо подумать, как мы это всё будем финансировать». Это всего лишь такая современная фигура ведения кампании: если раньше избирателям обещали что-то сделать, то теперь остается только обещать просить Кремль, чтобы он что-то сделал. И возможность обратиться с такой просьбой и есть единственно доступный политический капитал. Однако «кто продает запах от лепешек, тот получает звон от денег», как говорится в старой притче о Ходже Насреддине.

Без метро, конечно, не обошлось. К 2024 году, доложил Беглов, есть возможность при условии выделения средств построить еще семь станций: шесть в городе и одну в Кудрово, что технически уже на территории Ленобласти. Три года назад губернатор говорил о задаче построить в городе к 2032 году (ну, это он на два срока рассчитал как раз) целых 29 станций. Большое дело. С тех пор Смольный шел к цели — разобрал «Метрострой» и пересобрал его под брендом ВТБ. Но оказалось, что без денег всё равно не обойтись и с новым «Метростроем».

По цифрам, которые Беглов доложил президенту, средняя стоимость каждой станции составляет больше 20 млрд рублей. После 2024 года, значит, останется за 8 лет соорудить еще 22 станции, и стоить это будет около половины триллиона.

В Петербурге эффективность губернаторов вообще принято измерять способностью выпросить на строительство денег из Москвы. Без этого ничего не получается. Ни метро, ни кольцевую автодорогу, ни какую-либо ещё магистраль, ни даже более-менее крупный парк нельзя построить, если постоянно не дергать за рукав Путина. Градоначальников в Петербург Кремль подбирает особо тщательно, но лишь для того, чтобы они просиживали штаны в приемной Минфина. В стране не должно происходить ничего, за что не надо было бы быть благодарным лично президенту или в крайнем случае его ближайшим соратникам. Кронштадтские форты десятилетиями лежали в руинах, но чтобы начать их ремонтировать, понадобилась дочь министра обороны (страшно подумать, что было бы, если бы министр вдруг оказался бездетным).

В вертикально устроенной стране так, наверное, и должно быть: Москва решает, на что тратить деньги в первую очередь, и сейчас это социальные выплаты в рамках майских указов президента. Регионам остается вставать в очередь в надежде попасть в какой-нибудь очередной крохотный перечень «федеральных приоритетов», которые власть составляет с маниакальной настойчивостью. Уже чтобы старые вагоны в том же метро заменить, нужно обязательно убедить верховную власть в приоритетности этой идеи. А что делать, если денег хватает только на пять или шесть «приоритетов»? Только надеяться на чей-то личный интерес.

В нулевых Кремлю нужно было наглядно доказать, что Валентина Матвиенко лучше, чем опальный Владимир Яковлев, и ей давали денег на стройки (хотя всё-таки не на все). Тогда, впрочем, и денег было больше. Сегодня нет смысла доказывать, что Беглов, допустим, лучше Георгия Полтавченко: никакой альтернативы всё равно нет, сравнивать особо не с чем и соревноваться губернаторам тоже не с кем. Уже и популярные в Петербурге еще недавно вбросы слухов о скорой отставке губернатора сошли на нет: всем понятно, что это неинтересно, гипотетический сменщик ничего не изменит.

Да и сам президент это, похоже, понимает. Он уже почти не критикует губернаторов, и даже традиционные осенне-весенние «губернаторопады» в последний год превратились в жидкий ручеек. Какой спрос с администраторов без ресурсов и полномочий? Вместо этого регионам недавно назначили кураторов из числа вице-премьеров, как будто Татьяна Голикова, которой достался Северо-Запад, поможет с деньгами и зарядит глав регионов электричеством. Александра Беглова Путин попросил привести в порядок хотя бы улицы в Кронштадте. Большего от него, в общем, и не ждут. Но горожане, в принципе, будут довольны и парой светофоров.


Актуально сегодня