
Захар Вальков, исполнительный директор Radius Group, крупного девелопера и собственника складской и индустриальной недвижимости, рассказал «Новому проспекту» о новых тенденциях в логистике, ретейле и цепочках поставок в 2021 году.
Революция по всем фронтам
Пандемия оказала удивительное влияние на рынок ретейла и складскую недвижимость. Объем российского рынка e-commerce по итогам 2020 года по разным данным составил от 3 до 3,5 млрд рублей, что почти на 60% больше аналогичного показателя 2019 года. По сути, пандемия прибавила росту сегмента дополнительный процент, и этот тренд сохранится вплоть до 2024 года.По итогам 2020 года доля интернет-торговли в общем объеме продаж розничного рынка составила 9,6%, немного не дойдя до рекордной отметки в 10%, которая была побита в первом полугодии 2020 года и до сих пор остается историческим максимумом. В любом случае это революционный рост, который сохранится в том или ином виде в ближайшие годы. Потребители, которые впервые пришли на маркетплейсы, на платформы во время пандемии и стали вынужденно пользоваться новыми сервисами, изменили паттерны своего покупательского поведения и по большей части останутся в онлайне. Данный факт не может не влиять на ретейлеров, цепочки поставок, логистику, склады.
Разнообразие цепей и форматов
Как же онлайн поменял логистику? Раньше товары от производителей поступали в распредцентры и оттуда — в розницу, на полки магазинов, где их могли приобрести покупатели. Сейчас каналов сбыта огромное количество, формируются разнообразные цепочки поставок, под которые создается разнообразная складская и логистическая инфраструктуры. Зачастую мы, эксперты и игроки рынка, эту инфраструктуру воспринимаем по-разному: появились распределительные центры, фулфилмент-центры, онлайн-центры, дарксторы и дарк китчены. Объекты могут иметь одинаковое название, но отличаться размером, наполнением, географическим положением. Здесь основное — это просто стратегическая диверсификация возможностей доступа товаров к потребителю и, наоборот, доступа потребителей к товарам.Мы наблюдаем эволюцию складского рынка, для всех она проходит очень стремительно. Всего за несколько лет появилось множество новых форматов индустриальной недвижимости, которые не приведены к единому знаменателю и создаются, используются, именуются игроками рынка в соответствии с собственным представлением и бизнес-задачами, под которые они построены. Безусловно, главный драйвер, вызвавший такое «биологическое разнообразие» на рынке складов, — ретейл, его потребность быстро реагировать на изменяющиеся запросы покупателей. В торговле больше нет понятия «фиксированный спрос и предложение». Запросы рынка могут в моменте как сократиться, так и увеличиться, и игроки рынка ретейла должны уметь с этим справляться. Чтобы быть готовыми к расширению или сокращению мощностей в зависимости от постоянно меняющегося спроса, ретейл формирует стратегию эластичной логистики и создает под нее необходимую складскую инфраструктуру, изменяя форматы так, как того требует бизнес.
Даже фулфилмент-центры и автоматизирование склады — то, что является традиционным сегментом для крупных девелоперов, которые работают в сегменте биг-боксов (объекты площадью от 15 тыс. м2 и до сотен тысяч «квадратов»),— тоже сильно меняются. Раньше это была стандартизированная конфигурация с определённой глубиной, высотой, нагрузками. Сейчас каждый наш арендатор смотрит на варианты автоматизации, а значит, предъявляет более высокие требования к стандартам освещенности, нагрузкам на пол, доковооруженности, электроснабжению, вентиляции и т.д. Практически каждый новый склад — это здание, «сшитое» строго по меркам заказчика, под его конкретную задачу. Поэтому растет доля BTS-проектов и падает число спекулятивных площадей, девелоперы работают по принципу tailor-made — именно такой подход нужен арендаторам.
Что нам новый год готовит?
Прошлый год оказался революционным по объёму сделок и появлению новых сегментов на рынке складов, а 2021 год во многом станет его повторением. Безусловно, сохранится спрос на фулфилмент: и распределительные центры, и мультитемпературные объекты. Также будут пользоваться спросом относительно небольшие блоки — от 10 тыс. до 15 тыс. м2. На фоне снижения покупательной способности ретейлеры начали формировать новые бизнес-модели, основанные на омникальности, доступности и устойчивом развитии, сейчас такие компании ставят девелоперам задачи с фокусом на оптимизацию. Клиенты стремятся качественно и недорого выполнять увеличившееся число заказов в условиях снижения прибыли. Компании продолжат повышать производительность на существующих или новых небольших площадях за счет более широкого внедрения автоматизации без перемещения в более крупный объект.В 2021 году изменение цепочек поставок сохранит и укрепит кастомизацию клиентских запросов. Главным драйвером рынка останется e-commerce, который, по разным оценкам, возьмет на себя от 25% до 35% общего спроса. Стандартный сухой склад, в конечном счете, клиенту становится неинтересен. Это должны быть кастомизированные здания с лучшей доступностью.
Важным трендом, который только усилится в ближайшие годы, будет создание эластичной логистики. Ситуация меняется быстро, динамика рынка колоссальная, и важно уметь с этим справляться без потерь.
Второй важный тренд — внедрение автоматизации. Мы видим, что наши арендаторы активно прибегают к помощи технологических компаний, у которых есть целый набор готовых решений для множества задач или они разрабатывают такие решения самостоятельно. Теперь склад это не просто стандартный, консервативный продукт, это инфраструктурный проект, это уже целый макроорганизм с профессиональной командой инженеров, технологов и т.д.
Третий тренд, который мы видим, — это социальная устойчивость. Сейчас на это обращают внимание наши европейские партнёры, но мы уверены, что это станет важным и для российских компаний. Что это означает? Это некий баланс между людьми и машинами, который немного затормозит абсолютную автоматизацию складского и логистического сегментов, остановит текучку кадров.
Оператор офисной недвижимости Nuova Group (ранее — «Офис-М») создает деловой квартал Boilerhouse в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Первое здание — бизнес-центр на 7,2 тыс. м2 будет сдано в 2023 году. Инвестиции в его редевелопмент оцениваются экспертами в 300 млн рублей.
Ольга Кантемирова
30.03.2023
Российский аукционный дом продает отель "Багратион" на Синопской набережной. Актив оценен к торгам почти в 900 млн рублей. Эксперты считают цену адекватной, а недвижимость — привлекательной. Хотя новому собственнику в горизонте 2 лет придется освежить гостиницу, чтобы она не потеряла блеск четырех звезд.
Ольга Вильде
23.03.2023
Российский аукционный дом по поручению структуры "Россетей" проведет торги по продаже офисной пятиэтажки на Вознесенском проспекте. Объект оценен почти в 350 млн рублей. Эксперты отмечают существенно возросший спрос на коммерческую недвижимость в историческом центре города.
Ольга Вильде
10.03.2023