Захар Вальков: «Логистика будущего — эластичная и с балансом людей и машин»
Мнения

Захар Вальков: «Логистика будущего — эластичная и с балансом людей и машин»

Прочитано: 205
Захар Вальков: «Логистика будущего — эластичная и с балансом людей и машин»
Захар Вальков, исполнительный директор Radius Group, крупного девелопера и собственника складской и индустриальной недвижимости, рассказал «Новому проспекту» о новых тенденциях в логистике, ретейле и цепочках поставок в 2021 году.

Революция по всем фронтам

Пандемия оказала удивительное влияние на рынок ретейла и складскую недвижимость. Объем российского рынка e-commerce по итогам 2020 года по разным данным составил от 3 до 3,5 млрд рублей, что почти на 60% больше аналогичного показателя 2019 года. По сути, пандемия прибавила росту сегмента дополнительный процент, и этот тренд сохранится вплоть до 2024 года.

По итогам 2020 года доля интернет-торговли в общем объеме продаж розничного рынка составила 9,6%, немного не дойдя до рекордной отметки в 10%, которая была побита в первом полугодии 2020 года и до сих пор остается историческим максимумом. В любом случае это революционный рост, который сохранится в том или ином виде в ближайшие годы. Потребители, которые впервые пришли на маркетплейсы, на платформы во время пандемии и стали вынужденно пользоваться новыми сервисами, изменили паттерны своего покупательского поведения и по большей части останутся в онлайне. Данный факт не может не влиять на ретейлеров, цепочки поставок, логистику, склады.

Разнообразие цепей и форматов

Как же онлайн поменял логистику? Раньше товары от производителей поступали в распредцентры и оттуда — в розницу, на полки магазинов, где их могли приобрести покупатели. Сейчас каналов сбыта огромное количество, формируются разнообразные цепочки поставок, под которые создается разнообразная складская и логистическая инфраструктуры. Зачастую мы, эксперты и игроки рынка, эту инфраструктуру воспринимаем по-разному: появились распределительные центры, фулфилмент-центры, онлайн-центры, дарксторы и дарк китчены. Объекты могут иметь одинаковое название, но отличаться размером, наполнением, географическим положением. Здесь основное — это просто стратегическая диверсификация возможностей доступа товаров к потребителю и, наоборот, доступа потребителей к товарам.

Мы наблюдаем эволюцию складского рынка, для всех она проходит очень стремительно. Всего за несколько лет появилось множество новых форматов индустриальной недвижимости, которые не приведены к единому знаменателю и создаются, используются, именуются игроками рынка в соответствии с собственным представлением и бизнес-задачами, под которые они построены. Безусловно, главный драйвер, вызвавший такое «биологическое разнообразие» на рынке складов, — ретейл, его потребность быстро реагировать на изменяющиеся запросы покупателей. В торговле больше нет понятия «фиксированный спрос и предложение». Запросы рынка могут в моменте как сократиться, так и увеличиться, и игроки рынка ретейла должны уметь с этим справляться. Чтобы быть готовыми к расширению или сокращению мощностей в зависимости от постоянно меняющегося спроса, ретейл формирует стратегию эластичной логистики и создает под нее необходимую складскую инфраструктуру, изменяя форматы так, как того требует бизнес.

Даже фулфилмент-центры и автоматизирование склады — то, что является традиционным сегментом для крупных девелоперов, которые работают в сегменте биг-боксов (объекты площадью от 15 тыс. м2 и до сотен тысяч «квадратов»),— тоже сильно меняются. Раньше это была стандартизированная конфигурация с определённой глубиной, высотой, нагрузками. Сейчас каждый наш арендатор смотрит на варианты автоматизации, а значит, предъявляет более высокие требования к стандартам освещенности, нагрузкам на пол, доковооруженности, электроснабжению, вентиляции и т.д. Практически каждый новый склад — это здание, «сшитое» строго по меркам заказчика, под его конкретную задачу. Поэтому растет доля BTS-проектов и падает число спекулятивных площадей, девелоперы работают по принципу tailor-made — именно такой подход нужен арендаторам.

Что нам новый год готовит?

Прошлый год оказался революционным по объёму сделок и появлению новых сегментов на рынке складов, а 2021 год во многом станет его повторением. Безусловно, сохранится спрос на фулфилмент: и распределительные центры, и мультитемпературные объекты. Также будут пользоваться спросом относительно небольшие блоки — от 10 тыс. до 15 тыс. м2. На фоне снижения покупательной способности ретейлеры начали формировать новые бизнес-модели, основанные на омникальности, доступности и устойчивом развитии, сейчас такие компании ставят девелоперам задачи с фокусом на оптимизацию. Клиенты стремятся качественно и недорого выполнять увеличившееся число заказов в условиях снижения прибыли. Компании продолжат повышать производительность на существующих или новых небольших площадях за счет более широкого внедрения автоматизации без перемещения в более крупный объект.

В 2021 году изменение цепочек поставок сохранит и укрепит кастомизацию клиентских запросов. Главным драйвером рынка останется e-commerce, который, по разным оценкам, возьмет на себя от 25% до 35% общего спроса. Стандартный сухой склад, в конечном счете, клиенту становится неинтересен. Это должны быть кастомизированные здания с лучшей доступностью.

Важным трендом, который только усилится в ближайшие годы, будет создание эластичной логистики. Ситуация меняется быстро, динамика рынка колоссальная, и важно уметь с этим справляться без потерь. 

Второй важный тренд — внедрение автоматизации. Мы видим, что наши арендаторы активно прибегают к помощи технологических компаний, у которых есть целый набор готовых решений для множества задач или они разрабатывают такие решения самостоятельно. Теперь склад это не просто стандартный, консервативный продукт, это инфраструктурный проект, это уже целый макроорганизм с профессиональной командой инженеров, технологов и т.д. 

Третий тренд, который мы видим, — это социальная устойчивость. Сейчас на это обращают внимание наши европейские партнёры, но мы уверены, что это станет важным и для российских компаний. Что это означает? Это некий баланс между людьми и машинами, который немного затормозит абсолютную автоматизацию складского и логистического сегментов, остановит текучку кадров.

склады коммерческая недвижимость логистика
Читайте также по теме
Рынок коммерческой недвижимости пережил непростой год. Но если торговым центрам пришлось несладко, то склады буквально жировали. Почему не унывают застройщики офисов, как меняются моллы и апартаменты, рассказывают участники рынка.
ФАС разрешила структуре девелоперской группы Malltech приобрести у финского концерна SRV торговый молл "Жемчужная плаза" в Петербурге. Аналитики оценивают сделку в 9 млрд рублей.
Беспилотные автомобили — следующий этап развития мировой логистики. Сейчас рынок находится в стадии прототипирования, хотя и рабочие проекты уже существуют. Россия не отстает от общемирового тренда. С обзором отечественных разработок — Наталия Гребнева.

Экс-вице-губернатор возглавил ЛГУ им. Пушкина
17.01.2022
Идея отключения России от SWIFT уже не обсуждается
17.01.2022
Инсталляция с гигантской фекалией на Марсовом поле может лишить ее автора свободы на 5 лет
17.01.2022
Google получил очередной штраф от российского суда — на этот раз в 4 млн рублей
17.01.2022
Госдума сняла с рассмотрения законопроект о режиме QR-кодов
17.01.2022
Смольный предупреждает о "вертикальном подъеме" заболеваемости COVID-19
17.01.2022
Глава МИД Германии обещает меры против "Северного потока-2" в случае обострения на Донбассе
17.01.2022
Прокуратура начинает большую проверку жалоб петербуржцев на снег и гололедицу
17.01.2022
В Коми правительство отправлено в отставку после критики из полпредства
17.01.2022
"Балтийский регион следует укрепить" — Эстония готовится принять ещё 5000 солдат НАТО
17.01.2022
Setl Group начал строительство ЖК Pulse Premier
17.01.2022
В Петербурге работников перестали пускать на завод за отказ вакцинироваться
17.01.2022
В январе в России ожидается пик заболеваемости "омикроном"
17.01.2022
Российская вакцина "Спутник V" признана в Австралии
17.01.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки