Юрий Власенко: "Российский сыр никому в мире не нужен"
Новый проспект
Мнения

Юрий Власенко: "Российский сыр никому в мире не нужен"

Прочитано: 816

Эксперт Российского союза предприятий молочной отрасли Юрий Власенко рассказал, как появление салата цезарь в традиционном новогоднем меню повлияло на развитие сырного производства и как российские производители сыра могут расширить свои экспортные горизонты.

Я оптимист. Все эти пессимистичные вопли типа «всё пропало, гипс снимают…» считаю неправильными. Рынок производства сыра у нас перспективный и интересный, потому что люди пока хотят есть этот продукт. Причем им нужен сыр качественный, стабильный, красиво упакованный. Но ключевая фраза здесь — «пока хотят». Что будет дальше, вопрос открытый.

В структуре производства молочных продуктов в России на долю сыров сейчас приходится 13-15%. По прогнозам, рынок потребления сыра в этом году перешагнет 1 млн т. Из них 680-700 тыс. т — это внутреннее производство. И рынок будет расти. Тут все тренды приблизительно такие же, как на мировом рынке. Главные из них: развитие сегмента HoReCa, а также так называемая «вестернизация» — изменение культуры потребления. Если раньше на классическом столе в тот же Новый год стояли салаты оливье, селедка под шубой и мимоза, то теперь в меню цезарь и капрезе. А для их создания нужен сыр, и это хорошо.

Сейчас в России 60% приходится на производство твердых и полутвердых сыров. В этой категории более 70% занимают именно полутвердые сыры типа тильзитер, российский, голландский, гауда. Еще 19% приходится на твердые сыры (длительной выдержки) и около 3% — сверхтвердые сыры.

Да, у нас еще с советских времен превалируют насыпные сыры. Это преимущественно наш российский сыр, который во всём мире никому больше не нужен. В других странах люди такой сыр не едят, в кулинарной традиции он не используется. Но потребитель довольно банален: он видит рецепт, например, салата цезарь, видит ингредиент — сыр пармезан — и ищет его в магазине. Так напишите ему, что нужен для блюда тертый российский, и он будет искать его в магазине. Но так, к сожалению, никто не пишет.

При этом я не упоминаю сырные продукты. В моем представлении их можно было бы продвигать как веганские, на такую категорию был бы спрос. Но тогда назовите их честно и продвигайте правильно! Пока мы и этого не делаем.

Так что, увы, с такой структурой производства мы не попадаем в экспортные возможности. Нет, экспорт сыра у нас был всегда, и сейчас он есть. Но какой это экспорт? Многие годы часть производимых на территории России плавленых сыров компаний Hochland и Valio, а также фасованные сыры экспортировались в Казахстан, Азербайджан, на Украину. Эти рынки нам и сейчас доступны. Но это не предел мечтаний. Правда, мы уже тестируем экспортный потенциал азиатских стран. Но увы, мы пока не делаем тот сыр, который больше всего потребляют в мире. На глобальном рынке два самых продаваемых вида сыра — это чеддер и моцарелла. Но то, что делают у нас, — совсем иной продукт. И пока мы не начнем выпускать то, что востребовано за границей, наши экспортные возможности будут сильно ограничены.

Для развития сегменту нужны инновации, нужны серьезные инвестиционные проекты. Несколько лет назад многие компании заявляли о планах по созданию новых производств. В первую очередь стоит упомянуть проект компании «ЭкоНива» по строительству сырного завода в Новосибирске, но он недавно был заморожен из-за сложностей в получении финансирования.

Также под вопросом проект компании «Нева Милк», который анонсируется с 2016 года. Вместе с тем успешно расширяют мощности компании «Фудлэнд» и DMK. На стадии реализации находятся проекты компаний «Карат», «Милком», Hochland и Savencia. Очень надеюсь, что инвесторы смогут реализовать все свои планы, и перед сыром отечественного производства откроются новые горизонты.

По мотивам выступления на конференции «Прогноз погоды» информационного агентства The DairyNews и Центра изучения молочного рынка

потребительский рынок продукты питания
Читайте также по теме
Российские птицефабрики за прошлый год заметно улучшили свои финансовые показатели на фоне роста цен на куриные яйца. Но накануне Пасхи ФАС решила в очередной раз проверить, как формируется цена на яйца в торговых сетях.
Между одной из структур ГК «Черкизово» и ЗАО «Круг» возник судебный спор из-за товарного знака «Тирольские». Переработчик мяса хочет продавать колбаски под брендом, который принадлежит выпускающей пироги компании.
Сеть кафе-пекарен «Хлебник» в течение 2 лет в 15 раз увеличит число микромаркетов. Вендинговые автоматы с кулинарией разместят по франшизе в бизнес-центрах и коворкингах Петербурга. Несколько игроков общепита в последние годы свернули подобные проекты, предупреждают эксперты.

Торговая сеть "Магнит" планирует строительство нового склада в Ленобласти
13.06.2024
Новое общественное пространство появилось на юго-западе Петербурга
13.06.2024
Молодые музыканты из Петербурга поборются за приз фестиваля Kustendorf CLASSIC в Сербии
13.06.2024
Банки Киргизии остановили работу с российскими платежными системами
13.06.2024
В Новой Голландии открылась выставка-путешествие «Эволюция»
13.06.2024
Под санкции США попали более трех десятков компаний из Петербурга
13.06.2024
Завершено строительство жилья в ЖК "Солнечный город. Резиденции"
13.06.2024
Минэкономразвития добивается упрощения визового режима со стороны РФ
13.06.2024
В Ораниенбауме полностью восстановили Китайский дворец
13.06.2024
Setl Group намерен купить территорию завода в Невском районе под застройку
13.06.2024
На Мосбирже прекращены торги долларом и евро
13.06.2024
На Суворовском проспекте в Петербурге открыли новый итальянский ресторан Flori
12.06.2024
Пашинян заявил, что Армения выйдет из ОДКБ
12.06.2024
Минтранс сообщил о росте пассажиропотока на международных линиях на 24%
12.06.2024
Боливия предложила России начать экспорт вяленого мяса ламы
12.06.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки