Юнис Теймурханлы: «Поездки по России становятся модными»

Ажиотажный спрос на гостиничные услуги в России и поляризация отельного рынка Петербурга, перераспределение гостиничных активов и доходов, новые точки интереса туристов — главные отраслевые тренды-2023 называл для «Нового проспекта» Юнис Теймурханлы, владелец и генеральный директор отеля «Гельвеция».

Для нас 2023 год был существенно динамичнее и продуктивнее, чем 2022-й. На 1 декабря 2023 года мы опережали по валовой выручке прошлый год на 23%, а бюджет — на 12%. Таким образом, год был крайне успешным по динамике роста. На самом деле мы растем каждый год, но скромнее. Этот год был рывком.

Сегодня мы работаем над максимальной персонификацией сервиса, уходя в нее всё глубже. Формат «Гельвеции» — это дом хозяина, который в нем живет, работая со своими гостями. Такой одиночный, несетевой отель с яркой харизмой и своим лицом является супертрендовым продуктом, что мы видим и в росте цены, и в росте уровня нашего гостя: мы никогда не имели такой уровень премиальных гостей, как сейчас.

В этом контексте мы и растем, работая над несколькими направлениями. В первую очередь это программа лояльности как высшая ее форма — максимальная персонификация услуги, нацеленная не просто на аудиторию лояльных гостей, а на каждого конкретного гостя.

Кроме того, в 2023 году нам удалось сделать очень многое в нашей ресторанной службе. В «Гельвеции» нет отдела F&B (Food and Beverage — «еда и напитки»), а есть полноценная ресторанная служба со своим бюджетом, своими задачами, и мы продолжаем здесь совершенствоваться. В этом году наш ресторан Café Claret попал в петербургский рейтинг премии Where to Eat, мы стремимся попасть в российский; с нашим бренд-шефом Александром Богдановым мы стремимся к тому, чтобы оптимизировать уличный трафик. И Café Claret показывает серьезный рост: его выручка в этом году выросла на 39,75%.

Наконец, в этом году мы расширили люксовую часть номерного фонда, переделав часть стандартных номеров. Мы объединили их между собой, получив красивые стильные номера категории полулюкс.

Мы продолжаем развиваться. Во-первых, работаем над расширением номерного фонда: планируем открыть еще один этаж, седьмой, где будет 20-25 номеров. Это сложный проект: этот мансардный этаж мы оборудуем в объекте культурного наследия, что требует больших усилий и довольно много времени на согласования со всеми инстанциями.

Во-вторых, мы продолжаем разрабатывать в отеле большой полноценный спа-комплекс. В-третьих, в рамках оборудования мансардного этажа планируем открыть обзорную площадку на кровле с небольшим видовым баром.

Ажиотажный спрос на гостиничные услуги

В целом отрасль сейчас испытывает серьезный, а периодами и ажиотажный спрос на гостиничные услуги, поскольку россияне существенно меньше путешествуют за пределы страны. В предыдущие годы мы наблюдали значительный отток российских гостей, а иностранцы нам не могли компенсировать этот отток с точки зрения выручки, особенно в средний и низкий сезоны.

Мы работали в условиях резких сезонных колебаний загрузки и средней цены. Сейчас же картина иная: скачки загрузки по сезонам существенно сглажены. Разница лишь в сезонном снижении цен.

Россия — большая страна, 140 млн человек, при этом 10% составляет платежеспособная аудитория. А это 14-15 млн — фактически население средней европейской страны, причем крайне обеспеченной.

Эти люди сейчас нацелены на путешествия внутри страны и создают хороший платежеспособный спрос. Путешествовать по России стало модно: среди истеблишмента стыдно не знать Алтай, Шерегеш, российские винодельческие регионы, горнолыжные курорты, Крым. В тренде сейчас поездки на Северный Кавказ, Алтай, в Карелию.

И отрасль в ближайшей и среднесрочной перспективе будет активно развиваться именно в рамках этого сформировавшегося тренда.

Поляризация рынка

При этом на рынке Петербурга наблюдается резкая поляризация. Одни отели фиксируют активно растущие доходы, другие, напротив, провисают по основным финансовым показателям из-за резкого падения качества услуг и износа номерного фонда.

Это происходит по ряду причин: из-за корпоративных конфликтов среди акционеров и из-за ухода иностранных операторов, начавшегося еще 3 года назад в период пандемии на фоне резкого падения доходов. Иногда срабатывает совокупность обоих факторов.

Перераспределение активов

Сегодня гостиничный рынок города находится в переломном моменте: идет процесс перераспределения гостиничных активов. Огромное количество отелей либо полностью меняют собственников, либо готовы к частичной смене владельцев или к смене форм управления.

Так, на рынке Петербурга появился самый крупный игрок — Cosmos Hotel Group. Компания стала крупнейшим владельцем номерного фонда под собственным управлением: гостиницы «Прибалтийская», «Пулковская», бывший Radisson Royal на Невском (сейчас — Cosmos Selection Saint-Petersburg Nevsky Royal Hotel), бывший «Парк Инн» на Гончарной (сейчас — Cosmos Saint-Petersburg Nevsky Prospect Hotel). Всё это делает Cosmos Hotel Group основным игроком на петербургском рынке.

Кто приезжает в гости в Петербург

С увеличением количества туристов из Юго-Восточной Азии и Китая выигрывают прежде всего бюджетный и средний ценовые сегменты. Но это разогревает рынок в целом, и он начинает расти. В премиальном и люксовом ценовом сегменте доминируют россияне, являясь основной аудиторией для гостиниц премиум-класса, на втором месте — граждане Персидского залива, Ирана и Турции.

При этом иностранные граждане чаще выбирают сетевые отели, ведь эти бренды им хорошо знакомы. Россияне же предпочитают пробовать уникальные несетевые форматы, такие как «Гельвеция», ведь они напоминают им о некогда любимых европейских несетевых отелях. Доля иностранцев у нас менее 1%, остальные гости — россияне.

Если говорить о регионах, то 80% гостей у нас являются жителями Москвы, Московской области и прилегающих регионов — самых населенных регионов страны. Они мобильны, очень социальны и платежеспособны. Я часто шучу, что петербургским отельерам очень повезло: у них есть москвичи. Московским отельерам повезло существенно меньше: у них москвичей нет. Или почти нет.

Новые маршруты города

Многие туристы, приезжающие в Петербург, много раз уже были в нашем городе и хорошо знают все классические маршруты. Поэтому сегодняшним трендом являются новые маршруты: малые музеи, музеи-квартиры, дворы Петербурга, новые культурные пространства и кластеры, водный Петербург.

И, конечно, отдельной строкой стоят гастрономические поездки в Петербург — гастрономический туризм. Мы стали уникальным местом формирования своей петербургской гастрономии, имеющей свой особый почерк.

Московские рестораторы не любят открывать заведения в Петербурге. Как доказывает практика, самые успешные столичные рестораторы плохо здесь приживаются, ведь они предпочитают иную бизнес-модель: пафос, размах и масштаб.

А Петербург — особое место, где сформировались свои звездные шеф-повара и рестораторы, которые успешно работают, создавая уникальный петербургский дух.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня