Юлия Нечаева: «Мы прогнозируем рост аптечного рынка электронной торговли»

Юлия Нечаева, директор отдела стратегических исследований DSM Group, рассказала, как изменился аптечный рынок электронной торговли, в чём его основное отличие от онлайн-торговли в целом и каковы перспективы развития.

В последние годы аптечный рынок в целом и его сегмент e-com (e-commerce — электронная торговля. — Прим. «НП») растут высокими темпами. С началом эпидемии коронавируса и разрешения продажи безрецептурных лекарственных средств в интернете доля e-com в фармацевтической отрасли начала расти довольно существенно: мы констатировали приросты и 60%, и 70%. Но в 2023 году динамика заметно ниже — 16%.

При этом мы видим, что те тенденции, которые наблюдаются в онлайн-торговле в целом, глобально повторяются и в аптечном сегменте.

На топ-10 регионов приходится около 51-52% рынка лекарств, то есть на самом деле основной объем аптечной интернет-торговли сосредоточен в 10 регионах. Лидеры по сравнению с 2022 годом также не поменялись, при этом доля топ-3 регионов так же, как и в онлайн-торговле в целом, сокращается. Только если в целом в онлайне она сократилась с 37% до 33%, то в аптечном e-com — с 40% до 37%.

Лидерами в онлайн-торговле являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. В аптечном сегменте они остаются такими же, лишь Московская область и Санкт-Петербург меняются местами.

Мы констатируем, что рынок сейчас растет больше за счет развития онлайн-торговли в регионах. А вот в крупных городах, к примеру в Москве, мы видим, что доля e-com установилась на уровне 19-20%, не увеличиваясь уже на протяжении длительного периода.

Низкий средний чек

Мы понимаем, что в стационарных аптеках полка в принципе ограничена, ведь основной объем продаж приходится на лекарства, а остальные категории представлены уже в меньших объемах. Но в онлайне потребитель может увидеть бесконечную полку и, соответственно, заказать те позиции, которые ему необходимы.

И когда мы анализируем ассортимент, который заказывается онлайн, мы видим, что люди выбирают более дорогие группы товаров, чтобы найти более выгодную цену. Соответственно, те магазины, которые могут предложить бо́льший ассортимент, или, как это называется в интернете, неограниченную полку, показывают более высокий оборот и более высокую долю в онлайн-торговле.

Если смотреть средний чек, то в аптечном e-com он один из самых низких, и это понятно: цифровая и бытовая техника или спорттовары, конечно, имеют более высокий средний чек по заказу в интернете. Средний чек на аптечные покупки составляет от 654 до 780 рублей, по разным данным.

Количество аптек растет

Но основное отличие аптечной электронной торговли от онлайн-торговли в целом — в концентрации на тех площадках, которые представлены на рынке.

Если мы посмотрим на онлайн-торговлю, то на два крупных маркетплейса, «Озон» и WildBerries, приходится 80% объема рынка. В аптечном сегменте на них приходится всего лишь 45% рынка, то есть концентрация здесь заметно ниже.

Дело в том, что сейчас точкой выдачи является любая аптека, которая представлена на какой-то площадке или имеет собственный сайт с возможностью заказа аптечного ассортимента. Поэтому аптечный сегмент является одним из самых больших рынков с точками выдачи товара: такое количество точек не имеет ни один из уже озвученных маркетплейсов. У них точек выдачи в 2 раза меньше, чем аптек на нашем рынке, и мы констатируем, что количество аптек продолжает расти.

Аптечные сети наращивают активность

Структура аптечного онлайна сегодня меняется. С 2020 года появилось довольно много дополнительных сегментов, которые активно развиваются и в которых можно резервировать товары.

Если раньше мы говорили в большей мере об аптечных маркетплейсах, таких как «Аптека.ру», «Здравсити», «ЕАПТЕКА», то сейчас на рынке помимо этого представлены и аптечные агрегаторы, такие как «009.рф», «Мегаптека», и собственные площадки аптечных сетей, и, конечно же, на этот рынок вошли традиционные маркетплейсы — «Озон», WildBerries и «Яндекс».

Но опасение, что последние завоюют высокую долю рынка, не оправдалось. На самом деле доля этих площадок в 2023 году даже сократилась. А вот собственные площадки аптечных сетей (аптечные сайты) наращивают активность и с помощью тех же аптечных маркетплейсовых агрегаторов переводят работу с потребителями на себя.

Электронный рецепт пока новинка

Есть мнение, что дополнительным стимулом для роста сегмента электронной торговли может стать разрешение доставки на дом рецептурных лекарственных препаратов. Но на самом деле по результатам эксперимента, который проводился в прошлом году, именно доставка на дом рецептурных лекарственных препаратов пока не пользуется высоким спросом.

Причинами этого являются и неудобство выписки таких рецептов у врачей, и в целом низкая работа врачей в этом направлении с населением, и невозможность получить лекарство по такому рецепту во всех аптеках. То есть электронный рецепт для потребителя пока новинка, которая еще не стала таким удобством, которым может стать в дальнейшем.

Рынок будет расти

По итогу ситуация на аптечном рынке онлайн-бронирования меняется, и меняется в пользу более дорогих типов товара. Так, в 2024 году на первую строчку продаж вышла селективная косметика, в то время как до этого мы констатировали более частые заказы биологически активных добавок.

По итогам первых четырех месяцев 2024 года мы видим, что если прирост рынка в целом составляет 21%, то аптечный e-com вырос на 33%. Мы прогнозируем, что он в 2024 году вырастет на четверть и, соответственно, его доля достигнет 14% от всего аптечного рынка.

Ожидаем, что рынок будет расти так же, как и e-com.

По материалам X Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла» — 2024

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня