Юлия Нечаева: «Мы прогнозируем рост аптечного рынка электронной торговли»
Новый проспект
Мнения

Юлия Нечаева: «Мы прогнозируем рост аптечного рынка электронной торговли»

Прочитано: 349

Юлия Нечаева, директор отдела стратегических исследований DSM Group, рассказала, как изменился аптечный рынок электронной торговли, в чём его основное отличие от онлайн-торговли в целом и каковы перспективы развития.

В последние годы аптечный рынок в целом и его сегмент e-com (e-commerce — электронная торговля. — Прим. «НП») растут высокими темпами. С началом эпидемии коронавируса и разрешения продажи безрецептурных лекарственных средств в интернете доля e-com в фармацевтической отрасли начала расти довольно существенно: мы констатировали приросты и 60%, и 70%. Но в 2023 году динамика заметно ниже — 16%.

При этом мы видим, что те тенденции, которые наблюдаются в онлайн-торговле в целом, глобально повторяются и в аптечном сегменте.

На топ-10 регионов приходится около 51-52% рынка лекарств, то есть на самом деле основной объем аптечной интернет-торговли сосредоточен в 10 регионах. Лидеры по сравнению с 2022 годом также не поменялись, при этом доля топ-3 регионов так же, как и в онлайн-торговле в целом, сокращается. Только если в целом в онлайне она сократилась с 37% до 33%, то в аптечном e-com — с 40% до 37%.

Лидерами в онлайн-торговле являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. В аптечном сегменте они остаются такими же, лишь Московская область и Санкт-Петербург меняются местами.

Мы констатируем, что рынок сейчас растет больше за счет развития онлайн-торговли в регионах. А вот в крупных городах, к примеру в Москве, мы видим, что доля e-com установилась на уровне 19-20%, не увеличиваясь уже на протяжении длительного периода.

Низкий средний чек

Мы понимаем, что в стационарных аптеках полка в принципе ограничена, ведь основной объем продаж приходится на лекарства, а остальные категории представлены уже в меньших объемах. Но в онлайне потребитель может увидеть бесконечную полку и, соответственно, заказать те позиции, которые ему необходимы.

И когда мы анализируем ассортимент, который заказывается онлайн, мы видим, что люди выбирают более дорогие группы товаров, чтобы найти более выгодную цену. Соответственно, те магазины, которые могут предложить бо́льший ассортимент, или, как это называется в интернете, неограниченную полку, показывают более высокий оборот и более высокую долю в онлайн-торговле.

Если смотреть средний чек, то в аптечном e-com он один из самых низких, и это понятно: цифровая и бытовая техника или спорттовары, конечно, имеют более высокий средний чек по заказу в интернете. Средний чек на аптечные покупки составляет от 654 до 780 рублей, по разным данным.

Количество аптек растет

Но основное отличие аптечной электронной торговли от онлайн-торговли в целом — в концентрации на тех площадках, которые представлены на рынке.

Если мы посмотрим на онлайн-торговлю, то на два крупных маркетплейса, «Озон» и WildBerries, приходится 80% объема рынка. В аптечном сегменте на них приходится всего лишь 45% рынка, то есть концентрация здесь заметно ниже.

Дело в том, что сейчас точкой выдачи является любая аптека, которая представлена на какой-то площадке или имеет собственный сайт с возможностью заказа аптечного ассортимента. Поэтому аптечный сегмент является одним из самых больших рынков с точками выдачи товара: такое количество точек не имеет ни один из уже озвученных маркетплейсов. У них точек выдачи в 2 раза меньше, чем аптек на нашем рынке, и мы констатируем, что количество аптек продолжает расти.

Аптечные сети наращивают активность

Структура аптечного онлайна сегодня меняется. С 2020 года появилось довольно много дополнительных сегментов, которые активно развиваются и в которых можно резервировать товары.

Если раньше мы говорили в большей мере об аптечных маркетплейсах, таких как «Аптека.ру», «Здравсити», «ЕАПТЕКА», то сейчас на рынке помимо этого представлены и аптечные агрегаторы, такие как «009.рф», «Мегаптека», и собственные площадки аптечных сетей, и, конечно же, на этот рынок вошли традиционные маркетплейсы — «Озон», WildBerries и «Яндекс».

Но опасение, что последние завоюют высокую долю рынка, не оправдалось. На самом деле доля этих площадок в 2023 году даже сократилась. А вот собственные площадки аптечных сетей (аптечные сайты) наращивают активность и с помощью тех же аптечных маркетплейсовых агрегаторов переводят работу с потребителями на себя.

Электронный рецепт пока новинка

Есть мнение, что дополнительным стимулом для роста сегмента электронной торговли может стать разрешение доставки на дом рецептурных лекарственных препаратов. Но на самом деле по результатам эксперимента, который проводился в прошлом году, именно доставка на дом рецептурных лекарственных препаратов пока не пользуется высоким спросом.

Причинами этого являются и неудобство выписки таких рецептов у врачей, и в целом низкая работа врачей в этом направлении с населением, и невозможность получить лекарство по такому рецепту во всех аптеках. То есть электронный рецепт для потребителя пока новинка, которая еще не стала таким удобством, которым может стать в дальнейшем.

Рынок будет расти

По итогу ситуация на аптечном рынке онлайн-бронирования меняется, и меняется в пользу более дорогих типов товара. Так, в 2024 году на первую строчку продаж вышла селективная косметика, в то время как до этого мы констатировали более частые заказы биологически активных добавок.

По итогам первых четырех месяцев 2024 года мы видим, что если прирост рынка в целом составляет 21%, то аптечный e-com вырос на 33%. Мы прогнозируем, что он в 2024 году вырастет на четверть и, соответственно, его доля достигнет 14% от всего аптечного рынка.

Ожидаем, что рынок будет расти так же, как и e-com.

По материалам X Международного форума бизнеса и власти «Неделя российского ретейла» — 2024


фармацевтический рынок лекарства торговля
Читайте также по теме
Пандемия, СВО и развитие онлайн-ретейла поменяли сегмент торговой недвижимости по всей стране. В этих условиях увеличивается популярность районных торговых центров. О трендах на рынке рассказала директор по управлению активами ADG group Мария Ромашина.
За прошлый год оборот российской розницы вырос на 8%, достигнув 48,2 млрд рублей, и эта тенденция сохраняется. Как развивается российский ретейл, какие форматы выбирают торговые сети и как маркетплейсы меняют жизнь регионов, узнал «Новый проспект».
Продавец как эксперт, а магазин как компетентный помощник в домашнем хозяйстве: куда движется современный ретейл, какие стратегии выбирают сетевые магазины и при чем тут искусственный интеллект, разбирался «Новый проспект».

Такер Карлсон сообщил о скором интервью с Владимиром Зеленским
04.07.2024
Число мигрантов, не сдавших экзамен по русскому языку, выросло в этом году в 10 раз
03.07.2024
Инвестиции в строительство Широтной магистрали в Петербурге превысят 240 млрд рублей
03.07.2024
Путин пообещал Эрдогану приехать в Турцию
03.07.2024
Котировки Сбербанка достигли максимума с ноября 2021 года
03.07.2024
"Северная верфь" получила в 2023 году рекордный убыток в размере 6,9 млрд рублей
03.07.2024
В 2024 году спрос на новостройки петербургской агломерации вырос на 50%
03.07.2024
В районе «Юнтолово» появится парк со стадионом
03.07.2024
В Петербурге за 3 млрд рублей выставили на продажу имущество предприятия «Фарма Капитал»
03.07.2024
ОСАГО вычеркнули из списка обязательных документов для регистрации машины
03.07.2024
Coca-Cola продлила на 10 лет срок действия товарного знака в России
03.07.2024
Импорт парфюмерии в мае 2024 года сократился на треть
03.07.2024
В Петербурге снижается объем предложения жилья
03.07.2024
Курортный сбор в Петербурге хотят превратить в туристический налог и будут регулярно повышать
03.07.2024
Компания «СБТ» из Башкирии выходит на рынок дорожного строительства Петербурга
03.07.2024
Стоимость жилья в Петербурге возросла на 14% за год
03.07.2024
В Петербурге открылся новый дилерский центр EXEED
03.07.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки