Выход из фейк-реальности. Как сформировать независимое мнение о происходящем
Новый проспект
Мнения

Выход из фейк-реальности. Как сформировать независимое мнение о происходящем

Прочитано: 847

Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Специальная операция на Украине стала камнем преткновения чуть ли не в каждой семье и компании. Граждане разделились на тех, кто верит в укронацистов, тех, кто не верит в укронацистов, и тех, кто «не знает». «Новый проспект» ищет формулу для создания независимого личного мнения.

Государства лезут к вам в голову

За последние 20 лет в России сложилась система СМИ, при которой каждый крупный распространитель информации оказался под прямым или косвенным, но неизменно строгим государственным контролем. Подавляющее большинство независимых СМИ заблокированы или получили статус иностранного агента, о чем они обязаны сообщать при публикации материалов. Но куда важнее, что на рынке остались тысячи источников информации, в разной степени подконтрольных государству, которые 24/7 не только информируют россиян, но еще и агитируют, а также отвлекают от реальности, формируя у обывателя требуемую картину мира. Этим заняты сейчас как никому не известные муниципальные газеты, так любое СМИ из топ-20 в списке наиболее популярных по версии LiveInternet.

Мы живем в информационном мире, поэтому любое государство занимается формированием общественного мнения и не скрывает этого. Эта фраза регулярно встречается в СМИ, государственных документах, программах и госконтрактах, книгах и учебниках. Многие декларируемые государством задачи формирования мнения общества правильные и вполне безобидные: тут и продвижение волонтерства, и популяризация науки, чтения книг, занятий спортом, здорового образа жизни. Однако в реальности PR-менеджеры, политтехнологи и журналисты выполняют и другие «госзаказы».

На профессиональном сленге заказные материалы называются джинса. Джинсой может быть что угодно: критика политиков, продвижение идеи о переименовании станции метро, оправдание спорных решений руководства страны. Худшие из пропагандистов соглашаются не просто формировать мнение о неких событиях, они готовы создавать и распространять ложные сведения, формируя ложную картину происходящего, чтобы на её основе продвигать нужное им мнение. В мировой истории государственного управления немало примеров, когда массы под влиянием пропаганды оказывались готовы убивать себе подобных. Небольшой группе людей не раз удавалось убедить миллионы и десятки миллионов своих сограждан, что существует веская причина взять в руки оружие.

Самый яркий пример — гитлеровская Германия. Чтобы удерживать власть и контролировать отношение немцев перед Второй мировой, нацисты захватили контроль буквально над каждым СМИ в стране и цензурировали любой контент: от заметок в газете до песен и кино. На следующий день после начала боевых действий Геббельс наложил запрет на прослушивание зарубежных радиостанций, а распространение полученных таким образом новостей могло караться смертной казнью. Представление о происходящем и отношение к нему среди обычных немцев создавались с помощью подложных или искаженных фактов, замалчивания, подмены понятий, а также фейков и провокаций. Пропаганда работала не только на внутреннего потребителя, но и на внешнего, стараясь устрашить его и деморализовать.

Массовые коммуникации и формирование мнения были у Гитлера на первом месте, об этом говорят исторические факты. «Сталин у Гитлера проходил по списку как враг №2, А Левитан — как враг №1. И за его голову было обещано вознаграждение по одни источникам 100 тыс. марок, по другим — 200 тыс. По тем временам парадоксальная сумма», — рассказывал Первому каналу Ефрем Козлов, директор департамента информации ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть».

«Все государства лезут к вам в голову. В ход идет буквально всё: мемы, посты, видео, звезды, блогеры, кино, писатели и т. д. И я считаю, что плод их усилий правильно называть фейк-реальностью. Эта фейк-реальность создается уже продолжительное время, но события прошлого в ней могут быть изменчивы. Правила, логика, ход событий могут постоянно меняться, а иногда противоречить друг другу. Люди, оказавшиеся в этой фейк-реальности, сами верят в нее и пытаются убедить всех остальных, что она настоящая», — рассказал «Новому проспекту» PR-специалист, попросивший не называть его.

Огонь по своим

Об информационных войнах сегодня юным россиянам начали активно рассказывать в школах. «Уже в шестом классе детям предстоит узнать и обдумать термин «информационная война». В качестве возможных вариантов ответа на вопрос, что это, предлагается такой: «В основе этого мифотворчества не просто ошибки и искажения отдельных исторических фактов, а системно организованный механизм по перекодировке сознания, прежде всего молодежи», — пишет «Фонтанка.ру» в материале про методичку из Минобрнауки, по которой педагоги должны преподавать российским детям официальную версию происходящего на Украине.

В школьной среде звучит немало вопросов о событии, которое российские власти называют специальной операцией. Школьники недоумевают, почему интернет полон кадрами разрушенных украинских городов, шокирующими переписками, фотографиями, видео, которые непрекращающимся потоком идут с 24 февраля. И тут на помощь учителям приходит глава государства. Учителя должны показать ученикам ролик, в котором президент лично и очень убедительно объясняет, что такое специальная операция по денацификации и демилитаризации Украины.

«Мы хорошо знаем из истории, как в 40-м году и начале 41-го года прошлого века Советский Союз всячески стремился предотвратить или хотя бы оттянуть начало войны, для этого в том числе старался буквально до последнего не провоцировать потенциального агрессора, не осуществлял или откладывал самые необходимые очевидные действия для подготовки к отражению неизбежного нападения, а те шаги, которые были в конце концов предприняты, уже катастрофически запаздывали. В результате страна оказалась не готова к тому, чтобы в полную силу встретить нашествие нацистской Германии. Попытка ублажить агрессора в преддверие Великой Отечественной войны оказалась ошибкой, которая дорого стоила нашему народу. Второй раз мы такой ошибки не допустим — не имеем права», — убеждает детей Путин.

После просмотра ролика закрепить версию происходящего в детских головах должны сами учителя. Дети должны твердо запомнить, что нацисты захватили власть на Украине и планировали пойти на Россию «с войной на истребление и порабощение и, как прямо недавно заявил Владимир Зеленский, с использованием ядерного оружия». Вот почему операция — это «принуждение к миру».

На самом деле урок является классическим актом формирования мнения. В этом же ключе работает и пропаганда в СМИ. Результат один: люди верят предлагаемым трактовкам, пытаются убедить в этом других и принимают на основе пропаганды важные жизненные решения. Люди разных возрастов, профессий и предпочтений ссорятся и угрожают друг другу.

Как объяснили «Новому проспекту» опрошенные психологи и специалисты в области массовых коммуникаций, в таких дискуссиях стоит осмысленно выбрать модель поведения.

«Если человек уже на эмоциях или вот-вот взорвется, нужно аккуратно сворачивать разговор. В этом состоянии он мало что усвоит. Могу посоветовать запастись фактами, причем не разрозненными, а складывающимися в единую цельную картину. Для этого придется провести собственное расследование. Следите за источниками информации, перепроверяйте. Изложите собеседнику развитие истории во времени, подготовьте ссылки. Не чурайтесь использовать государственные источники. В них никогда не бывает полной картины, но ваш визави им доверяет, поэтому часть фактов иллюстрируйте ими. Продумайте свою речь и аргументацию. Вспомните вопросы оппонента и найдите на них ответы, — подсказывает психолог, — настройтесь на то, что это будет не спор, а беседа. Выждите момент, когда у вашего визави будет время и спокойное настроение для разговора. Можно как внезапно, так и заблаговременно предложить «сверить часы на поле фактов». Договоритесь, что будете общаться только о фактах, и ваша цель — совместно составить картину происходящего. Не ждите, что за одну беседу человек прозреет. Главное — помочь ему усомниться в привычной для него картине мира».

Личный опыт осознания

До 2017 года мое мнение тоже формировала пропаганда. Телевизор я смотрел изредка и почему-то всегда ощущал скепсис, но выступления национального лидера казались мне воодушевляющими. Я испытывал двоякие чувства от присоединения Крыма. Мое мнение выработалось и укрепилось в период с 2011 по 2014 год. Его сформировали телевидение, журналы, социальные сети, «Яндекс.Новости» и окружавшие меня люди. Для примера, в 2014 году мой отец помогал деньгами жене одного знакомого, ушедшего добровольцем. Он записался в ополченцы после просмотра информации об украинских нацистах, якобы распявших в центре Славянска мальчика. Новость эта впоследствии оказалась фейком, что было признано даже государственными СМИ.

А осенью 2017 года произошло одно событие, которое помогло понять, что мои представления о происходящем могут и не быть истиной в последней инстанции. Существенное влияние оказала работа журналистом и участие в работе пропагандистской машины. СМИ, в котором я работал в тот момент, периодически отрабатывало заказы окологосударственных пиарщиков. Один из таких заказов пришел на следующий день после очередного митинга Навального. Заказчик готов был заплатить за размещение текста об ужасных протестующих, которые помешали проезду скорой помощи. К тому моменту добросовестные журналисты доказательно разобрали ситуации, придя к выводу: если и есть чья-то вина, то в первую очередь петербургской полиции, разгонявшей протест и перекрывавшей город.

Редакция взбунтовалась и отказалась размещать фейк. Владелец, вникнув в суть вопроса, пошел навстречу журналистам, однако десятки других местных СМИ растиражировали эту информацию, замалчивая факты. Фейк подхватили в социальных сетях, причем не только реальные люди, но и боты. Дискредитация протестующих целенаправленно распространялась максимально широко. И такие информационные кампании происходят регулярно, на самых разных уровнях. Часто они сочетаются с мероприятиями по улучшению имиджа власти.

Мне изменить картину мира помогли вопросы, которые я стал задавать себе: какие источники информации сформировали мои представления о происходящем; есть ли среди них СМИ, существующие только на средства из госбюджета; есть ли в резюме у СМИ распространение фейков? Я узнал, что Google-поиск более надежен в выдаче, в то время как «Яндекс» был пойман на манипуляциях с информацией и теряет сотрудников вместе с доверием.

Перекроить восприятие реальности невозможно, пока не появится новая точка отсчета, в которой не будет сомнений. Уже сейчас в Сети можно найти множество подтверждений и разоблачений пропаганды, причем как российской, так и западной. Когда телезритель вооружается пониманием того, что его могут зомбировать, он перестает поддаваться влиянию. Чтобы сформировать новое представление о происходящем, нужно лишь осмысленно выбрать надежные источники информации, регулярно или хотя бы периодически сверять сведения, полученные из разных изданий.

«У людей, годами смотревших телевизор, сформированы прочные нейронные связи. Разорвать их и выстроить новые — занятие не одного дня. Проблема в том, что, выстроив какую-то теорию, люди в дальнейшем начинают подстраивать все факты под неё и игнорировать или отрицать те, что не укладываются в эту теорию. Отказаться от этой теории зачастую людям бывает довольно сложно. Стоит учитывать, что ложь, как правило, сладкая, а реальность горькая. Многие просто не хотят замечать очевидного, — сказал в беседе с «Новым проспектом» на условиях конфиденциальности один из опытнейших специалистов Петербурга в области массовых коммуникаций. — Мне сложно представить себе пример разовой массовой коммуникации, которая помогла бы выйти миллионам людей из спячки, открыть глаза. Думаю, если телевидение начнет честно работать, то это могло бы быть серьезным фактором. Чтобы осознать влияние пропаганды, необходимо обладать навыками критического мышления. Не уверена, что это доступно большей части населения. И еще немаловажно отметить: кроме российской пропаганды, объективно ведь есть американская, европейская, украинская».

обратите внимание!

Ранее медиаконсультант Александр Амзин на страницах «Нового проспекта» рассказал, как фильтровать новости в сложное военное время, как бороться с фейками и почему эмоции при поиске достоверной информации — это зло.

СМИ
Другие статьи автора Читайте также по теме
XIV саммит организации БРИКС в столице КНР завершился. Мировые СМИ много писали об этом мероприятия и накануне, и в ходе саммита. Дмитрий Наварра изучил источники и сделал обзор прессы.
Адвокат Натэла Пономарева рассказала «Новому проспекту», почему так жестко страна обращается с активистами и иноагентами, что ее больше всего расстраивает в современном правоприменении и можно ли изменить сложившуюся ситуацию.
Мир еще не успел разобраться с пандемией коронавируса-2019, не говоря уже о ее экономических и социальных последствиях, как на горизонте показалась оспа обезьян. Дмитрий Наварра почитал, что пишут о старом новом вирусе мировые СМИ, и предлагает не паниковать.

Блинкен заявил о потере Россией $19 млрд в случае отказа G7 от импорта золота
26.06.2022
Байден и Шольц считают, что конфликт на Украине должен разрешиться через переговоры
26.06.2022
С 27 июня в Петербурге начнется неделя реставрации
26.06.2022
Байден: Путин ставил на то, что НАТО и G7 распадутся, но этого не произойдет
26.06.2022
Мишустин утвердил увеличение резервного фонда правительства на 1,6 млрд рублей
26.06.2022
Компании Франции призвали граждан немедленно сократить энергопотребление
26.06.2022
На похороны Шатунова приехал автор хита "Белые розы" Сергей Кузнецов
26.06.2022
Джонсон: цена поддержки Украины высока, но победа России обошлась бы еще дороже
26.06.2022
Дешевле всего этим летом улететь в Беларусь. Снизились цены и на билеты в ОАЭ
26.06.2022
Агентство NASA выделило деньги на создание атомных реакторов для работы на поверхности Луны
26.06.2022
Трамп назвал США страной упадка
26.06.2022
Был школьник - стал контрактник. С выпускниками школ армия будет заключать контракты без обязательной срочной службы
26.06.2022
Министр обороны Сергей Шойгу прибыл с инспекцией в расположение российских войск на Украине
26.06.2022
Президент Индонезии посетит Россию и Украину и призовет Путина и Зеленского к диалогу
26.06.2022
Менее 3% компаний Японии заявили об уходе из России
26.06.2022
В сети появилась информация о присвоении звания "Героя России" Евгению Пригожину. Кремль ее не опроверг
25.06.2022
Еврокомиссия обсуждает возобновление транзита товаров в Калининградскую область. Но Литва против
25.06.2022
Производитель сетевого оборудования Cisco сворачивает бизнес в России и Белоруссии
25.06.2022
Reuters: Байден и лидеры G7 введут запрет импорта российского золота
25.06.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки