Игорь Данковцев, руководитель проектов коммерческой недвижимости «Л1»:
— Наверное, мы лидеры не только в строительной отрасли, но и в работе с неудобной недвижимостью, так как у нас есть проекты, которые ввиду некоторых обстоятельств очень долго реализовывались. На проспекте Просвещения находится наш торговый центр, который два раза умер, еще не родившись. Концепция ТЦ живет 7 лет, а мы его строили 15 и только сейчас заканчиваем. Объект проектировался при царе Горохе — еще в 2005 году. Там много колонн, это встроенный стилобат. Еще он находится очень неудобно — равноудален от двух станций метро: «Гражданский проспект» и «Проспект Просвещения».
Для того чтобы оживить объект, нам в голову пришло несколько идей. Так, мы запускаем бесплатный автобус от одной до другой ветки метро, создавая таким образом пересадочный хаб.
Потом важно любую идею поддержать маркетинговыми исследованиями: понять спрос, чего в этой локации не хватает, и это туда внедрить. Торговые центры стали менее интересны людям, и если они туда и приходят, то в основном чтобы дома не сидеть. Поэтому решили сделать там социальное пространство, куда включили современный фуд-холл с возможностью устраивать концерты, а также громадный, на 3,7 тыс. м2, коворкинг. В нём предусмотрены не только офисы, но и помещения для проведения семинаров, студии для съемки подкастов и т.д. В итоге мы создаем большую социальную среду, куда можно прийти провести время и сделать какие-то покупки.
И еще один пример приведу. В жилом комплексе в Сочи у нас «зависло» 5 тыс. м2, и мы не знали, что с ними делать. Решили открыть там гостиницу, нарезали номера, но осталось громадное помещение на 1 тыс. м2, где и будет коворкинг. Сначала посчитали странноватой идею разместить его на курорте. А потом посидели, покумекали: номера есть, коворкинг тоже. Получается, что можно и работать, и отдыхать в одном месте — современный «коливинг» для айтишников. Так абсолютно ненужная недвижимость стала нужной и востребованной.