Владимир Родионов: «Велено поставить на борт цистерны и уйти с насиженных мест»

Владимир Родионов, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, рассказал «Новому проспекту» о том, как перевозчики готовятся к грядущей навигации и какие сложности их ожидают.

Как будут работать пассажирские перевозчики в новую навигацию, никто сейчас предсказать не возьмется. Представители отрасли надеются, что грядущий сезон все же будет успешным за счет туристов из российских регионов. Ведь для россиян приехать в Петербург и не покататься по рекам и каналам — это как иностранному туристу приехать в Рим и не увидеть Колизей. Но всё будет зависеть от того, как поведет себя коронавирус и какие будут ограничительные меры.

У нашей отрасли есть и другие сложности. Так, с 1 января этого года вступили в силу новые санитарные правила и новые требования по транспортной безопасности. Дело хорошее. Но проблема в том, что в новом документе остались попросту незамеченными небольшие пассажирские суда, которые проводят экскурсии длительностью максимум в 2,5 часа. Сейчас получается, что в новых СанПиНах одинаковые требования и к крупным круизным судам, перевозящим несколько сотен человек, и к небольшим катерам. Малым перевозчикам, например, нужно устанавливать на борту цистерны с питьевой водой, как и владельцам крупных лайнеров. Но нужны ли катерам, на которых проводятся короткие экскурсии, цистерны с водой? Их даже некуда поставить! Есть и ряд других избыточных требований.

Наша ассоциация направила письмо в адрес руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой с просьбой дополнить новые правила или разрешить региональным отделениям Роспотребнадзора немного отклоняться от них. Ответа мы пока не получили.

Еще одна проблема: неожиданно в конце прошлого года ФАС (антимонопольная служба. — Прим. «НП») перестала согласовывать предоставление в аренду участков набережных на основании государственной преференции. Получается, что компании, которые десятилетиями работают на своих местах, не смогут получить их в пользование в текущем году. То есть компании фактически сгоняют с насиженных, привычных мест без объяснения причин. И на рынок не приходят новые игроки. Вообще непонятно, в интересах каких структур проводится этот передел.

Хорошо, что на нашу сторону встали КИО (комитет имущественных отношений. — Прим. «НП») и компания «Мостотрест», которая распоряжается предоставлением мест для стоянки перевозчикам. Они сейчас судятся с ФАС и УФАС по Петербургу для того, чтобы отменить данное решение.

Что касается итогов прошлого года, то у нас падение составило около 60% по сравнению с 2019 годом (тогда мы перевезли более 3 млн человек). Произошло это в том числе из-за отсутствия иностранных туристов и потому, что из шести месяцев навигации у нас было только четыре рабочих месяца.

Но всё могло быть и хуже: у круизных судов падение составило 75%, а морские перевозчики вообще не работали.

Все члены ассоциации пережили прошлый кризисный год и планируют работать в новом сезоне. Мы рассчитываем, что он может начаться во второй половине апреля.

Справка «Нового проспекта»:

В Ассоциацию владельцев пассажирских судов Петербурга входят 17 предприятий, на которые приходится более 80% от общего объема пассажирских водных перевозок в Петербурге. Крупнейшие игроки — компании «ВодоходЪ», «Алые паруса», «Нева Тревел Компани», «Евротранс», «Пассажирский порт». Судоходные компании — члены АВПСП управляют 188 пассажирскими судами, включая скоростные суда на подводных крыльях, и 53 плавучими объектами (плавучие причалы, понтоны, дебаркадеры). Совокупная выручка всех перевозчиков в Петербурге, по экспертным оценкам, составляет около 3 млрд рублей в год.

Актуально сегодня