Владимир Меньшиков: «Не допустите ночь длинных ковшей!»

Владимир Меньшиков, председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», напомнил о важности ясного горизонта планирования для любого бизнеса и рассказал, почему продажи алкоголя в пандемию выросли, а «островная» торговля просела и отчего случился перекос рынка в сторону крупных торговых сетей.

Ситуация внутри потребительского рынка Петербурга разнообразна. Например, сфера продовольственных товаров не почувствовала пандемийные ограничения, а по некоторым категориям товаров, в частности по алкоголю, за прошлый год по стране наблюдается рост продаж почти на 20%. Так что на круг торговля продуктами питания чувствует себя вполне уверенно.

Но если смотреть на сферу потребительского рынка, в ней различимы две самые пострадавшие группы: это фудкорты и «островки» в торговых центрах.

Если о фудкортах мы постоянно говорили и слышали, то об «островках» было сказано мало. «Островная» торговля — это почти всегда микробизнес, семейный бизнес. У большинства его владельцев никаких других точек продаж нет. В прошлом году «острова» были закрыты в самом начале локдауна, а открыли их позже всех. Неудивительно, что в тяжелой ситуации находятся очень многие предприниматели этого сектора. Владельцы торговых центров не давали «островам» арендных каникул, и никаких претензий им не предъявишь: ТЦ сами выживали как могли, им было не до благотворительности.

Всё идет по плану

Работа для бизнеса необходима. Пусть с ограничениями, пусть с новыми правилами. И самое главное для бизнеса — возможность прогнозировать свое развитие, пусть даже негативная.

Между тем с весны прошлого года любой новый документ (хоть по ограничению деятельности, хоть по открытию) мы зачастую видели лишь за несколько дней до того, как он вступал в силу. Так работать, конечно, нельзя. Лучше иметь четкую картину развития ситуации. Например, порог заболеваемости или госпитализаций доходит до определенной точки, и город закрывает ту или иную сферу деятельности. Все цифры статистики при этом даются в онлайн-режиме. Предприниматели могут их видеть в динамике и готовиться к изменениям в своей деятельности. Это во-первых.

Такая организация информационного пространства будет дисциплинировать: люди, возможно, будут более внимательно соблюдать масочный режим и чутко относиться к своему здоровью.

Мне кажется, сейчас, уже имея за плечами определенный опыт почти двух ковидных лет, было бы крайне важно разработать такую модель, которая позволяла бы и бизнесу, и госорганам, и петербуржцам понимать, что нас ждет в ближайшей перспективе, чтобы хотя бы как-то прогнозировать свою деятельность и жизнь. Я понимаю, что это непросто. Но это крайне важно, чтобы сохранить работу всех предприятий.


Пропорция бизнеса неравномерна

Сегодня все говорят о важности многоформатной торговли, о развитии ярмарок и других видов торговли. Я не хочу сгущать краски, но, по данным управления ФАС, продовольственный сетевой бизнес в Петербурге превышает 80%. С точки зрения экономической теории эта ситуация негативная.

Внимание на это сейчас обращено со всех сторон, и в качестве решений были высказаны даже радикальные предложения. Например, один из сенаторов нашего города заявил, что стоит ограничить работу сетевых магазинов в выходные дни.

По-предпринимательски мне хочется встать и аплодировать данной инициативе. Но как потребитель я прекрасно понимаю, что в таком большом городе, как наш, в одночасье мы к этому не готовы.

Но стоит признать, что направление, которое задают подобные предложения, правильное: тотально сетевая структура торговли продовольственными товарами может быть опасна, ведь это в большинстве своем товары первой необходимости.

Меры поддержки и горизонт

Если говорить о мерах поддержки, которые сейчас нужны бизнесу города, то самое главное здесь даже не финансовые инструменты, а решение административных вопросов. На уровне региона в ним относится, например, использование уличной мебели для общественного питания и развитие ярмарочной торговли.

Что касается федеральных мер поддержки, то здесь одной из самых успешных инициатив оказалась та, что не стоила властям ничего: я говорю о продлении аренды государственной земли на 3 года для бизнеса. А ведь это огромное количество земельных участков, где в том числе расположены торговые объекты и объекты общественного питания! Тем самым предприниматели получили возможность планировать будущее. Очевидно, что после сложных времен обязательно придут хорошие дни, и многие представители бизнеса понимают, что смогут до этих времен дожить. Люди готовы, что называется, зубами вцепляться в свой бизнес, максимально его сохраняя, потому что они видят перспективу.

Бизнес надо сохранить

В последнее время часто звучит предложение поставить в Петербурге нестационарные торговые объекты (НТО) за счет бюджета: так они будут эстетичными и лучше впишутся в облик города. И я, и большинство предпринимателей только за. Пусть государство попробует. Если есть у чиновников убеждение, что этот бизнес лёгок и выгоден, что он повлечет за собой приличные доходы для бюджета, — вперед! Все мы будем только рады, если так оно и будет.

Но хотелось бы, чтобы в связи с этим никак не притеснялся уже действующий бизнес! Чтобы у нас в Петербурге не было, по аналогии с Москвой, «ночи длинных ковшей», когда 5 лет назад у столичных станций метро за несколько часов были снесены или отключены от коммуникаций сотни павильонов и вагончиков для торговли.

Наш действующий бизнес, в том числе бизнес торговый, общественного питания и услуг, нужно обязательно сохранить.

Мне кажется, что время нам всем показало: сейчас самое главное — сосредоточиться на том, чтобы сохранить то, что есть. А потом, выполнив эту первую фундаментальную задачу, уже двигаться дальше.

По материалам конференции Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга и НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге»

Актуально сегодня