Виктор Никитин: "Колледжам не хватает времени и денег"
Председатель Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, директор Морского технического колледжа им. Сенявина Виктор Никитин рассказал о развитии системы профобразования в городе и проблемах, которые мешают «ковать» нужные промышленности кадры с рабочими специальностями.
Мы ожидаем, что в 2023 году количество поступающих в колледжи и техникумы значительно увеличится. С одной стороны это свидетельствует о росте престижа рабочих профессий у абитуриентов, с другой — говорит о том, что выпускники колледжей очень востребованы на предприятиях Петербурга.
Тенденция к увеличению потока абитуриентов наблюдается уже несколько лет, и, полагаю, мы скоро дойдем до того, что существующих образовательных мощностей и банально посадочных мест в средних специальных учебных заведениях не хватит, чтобы обеспечить потребности работодателей.
Сегодня система среднего профессионального образования в городе проходит через серьезную трансформацию. Колледжи объединяются в кластеры, то есть один образовательный кластер готовит специалистов для производственных предприятий одной направленности.
Этот процесс начался в прошлом году, когда в городе стартовал проект «Профессионалитет» и образовались два кластера — легкой промышленности и машиностроения. В этом году к ним добавляется еще один кластер, «заточенный» на судостроительную отрасль. Например, Морской технический колледж им. Сенявина, который до последнего времени готовил исключительно плавсостав, с этого года открывает судостроительное отделение на 1 тыс. обучающихся. В результате мы полностью закроем подготовку кадров по направлению «морская техника», будем готовить не только эксплуатационников, но и судостроителей.
Проект «Профессионалитет», на мой взгляд, очени интересен для работодателей. Его смысл в том, чтобы готовить молодых специалистов под потребности конкретного предприятия, и под конкретные производственные ситуации.
Однако, несмотря на желание предприятий получать хорошо подготовленные кадры, вкладываются в этот процесс работодатели по-прежнему неохотно. Если федеральное правительство выделяет на «Профессионалитет» 100 млн рублей, город — еще 25 млн рублей, то предприятия ограничиваются более скромной суммой. Хотя могли бы помочь и с материальной базой, и со строительством корпусов для отработки производственных навыков.
Такая позиция бизнеса не очень понятна, поскольку проект этот интересен прежде всего работодателям. А участвующие в нем учебные заведения готовят молодых специалистов под потребности конкретного предприятия, под его конкретные производственные ситуации — и в этом отличие от «обычных» колледжей, которые осуществляют подготовку более широкого профиля.
Возможно, ситуацию сдвинут с мертвой точки принятые ЗАКСом Петербурга в конце марта поправки в закон о налоговых вычетах. Их смысл в том, что компании, инвестирующие в систему образования, смогут получить налоговые льготы. Мы лет двадцать бились за этот закон, и вот теперь, если предприятие, допустим, инвестирует в оснащение колледжа до 100 млн рублей, то через налоговую службу оно может получить вычет.
Также хотелось бы, чтобы работодатели более активно участвовали в подготовке образовательных программ для себя же. Обычно учебное заведение само разрабатывает программу и согласовывает ее с предприятием. А работодателю не хватает компетенций выпускников, и он просит нас расширить образовательную программу.
Например, нам от компании «Волгобалт» поступила заявка на подготовку матросов-мотористов. В стандарте есть две эти профессии отдельно, а совмещенной нет. Мы самостоятельно разработали программу, но она идет за рамками стандартной образовательной программы, как дополнение. Ребята, которые у нас участся, готовы жертвовать своим свободным временем и получать дополнительные навыки, что говорит о том, что «совмещенная» профессия у них востребована. Насколько полученных ими компетенций на самом деле хватит их будущему работодателю, покажет время — ведь программу мы разрабатывали, в общем-то, самостоятельно, исходя из наших представлений о том, что надо бы знать и уметь матросу-мотористу.
Еще один дискуссионный момент в рамках проекта «Профессионалитет» — насколько можно сократить время обучения без потери его качества. Дело в том, что этот проект предполагает ускоренную подготовку специалистов. Вопрос в том, за счет чего это делать?
Если за счет общеобразовательных программ, то пострадает «школа», а если за счет профпрограмм — пострадает качество образования. Нужно искать баланс между этими элементами. На данный момент я уверен, что сложным механическим профессиям, связанным с металлом и станками, качественно научить, сократив время, невозможно. На 2-3 месяца — да, может быть, за счет увеличения интенсивности обучения, но на год — сомневаюсь.
В целом же, по нашим прогнозам, количество поступающих в этом году в средние специальные учебные заведения, по сравнению с прошлым годом, не уменьшится. Полагаю, что примерно тем же, что и в прошлом году, останется и проходной средний балл. На профессии, освоение которых идет в рамках среднего профессионального образования, балл будет «четыре» и выше. На рабочие профессии традиционно средний балл поменьше, и поступить туда будет проще.
Как и ранее, поступление осуществляется по заявительной системе, при которой существенную роль играют оценки, которые ребята получают при выпуске из школы. Поступать, подавать заявления, можно будет разными способами — онлайн через личный кабинет на сайте «госуслуг», прийти ножками в приемную комиссию и принести документы. Есть и другие способы. С этим проблем точно не будет.
По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, в 2023 году в городе прием осуществляют 106 колледжей, в том числе в 66 из них обучение осуществляется за счет бюджетных средств. В ведении Комитета по образованию находятся 38 колледжей, и количество бюджетных мест для приема в них в 2023 году увеличено на 2,1 тыс. до 25,72 тыс.- это преимущественно учебные заведения, осуществляющие подготовку по направлениям «легкая промышленность», «судостроение» и «радиоэлектроника». Эти же образовательные программы в настоящее время являются самыми востребованными у абитуриентов и работодателей, наряду с направлениями «информационные технологии», «дизайн» и «педагогическая деятельность».